СПЕЦИФИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА РАЗВИТИЯ

Специфические расстройства развития начинаются в младенчестве или в раннем детском возрасте и выражаются в нарушении либо задержке развития отдельных психологических функций, таких как язык и речь или чтение. Течение расстройства обычно ровное и непрерывное, без ремиссий и рецидивов или обострений, характерных для психопатологических синдромов. Нарушения часто смягчаются и постепенно сходят на нет по мере того как ребенок становится старше, хотя при некоторых разновидностях, например при специфическом расстройстве навыков чтения, определенные затруднения сохраняются и в зрелом возрасте. С точки зрения психиатра наиболее важными среди расстройств развития являются расстройства речи и чтения (и те и другие тесно связаны с поведенческими и эмоциональными проблемами).
Специфические расстройства развития речи по своему характеру могут быть сенсорными или экспрессивными. Обе разновидности проявляются замедлением процессов освоения языка и речи. Серьезные основания для беспокойства дают случаи, когда ребенок в шесть месяцев не выказывает никакого интереса к звукам, в возрасте одного года не пытается произносить повторяющиеся слоги, а в в полтора не понимает простейших команд. Соответствующее специфическое расстройство развития следует дифференцировать с умственной отсталостью (наиболее частой причиной задержки развития речи): его отличие заключается в том, что речь отстает от общего уровня развития когнитивных функций. Запаздывание развития речевых навыков может быть связано с глухотой, аутизмом и избирательным мутизмом (который характеризуется тем, что ребенок, нормально владеющий речью дома, неспособен разговаривать в другой обстановке).
При специфических расстройствах развития речи в семейном анамнезе обычно есть сведения об аналогичном расстройстве или родственных ему нарушениях; представляется вполне вероятным, что во многих случаях оно генетически детерминировано. Однако иногда существенную роль играют средовые факторы, например депривация или отсутствие стимулирования. Часто удается помочь преодолеть подобные затруднения, проводя консультативную работу с родителями: им нужно посоветовать, как усовершенствовать в дальнейшем общение с ребенком, например выделив дополнительное время для игры с ним. Могут быть полезны также помощь логопеда и коррекция учебной программы.
Специфическое расстройство чтения характеризуется изолированным и при этом значительным нарушением навыков чтения. Его следует отличать от общего отставания в освоении навыков чтения, когда затруднения с чтением являются одним из симптомов задержки общего развития. Специфическое расстройство чтения обнаруживается примерно у 5% детей, причем у мальчиков встречается в три раза чаще, чем у девочек. Оно часто сопровождается недостаточностью восприятия, например неспособностью различать правое и левое. В этиологии определенную роль играют социальные факторы (например, многодетная семья, отсутствие в доме книг и т.п.), но некоторые формы, вероятно, генетически детерминированы. У детей с нарушением освоения навыков чтения отмечается повышенная частота проблем с поведением. Помощь в основном заключается в дополнительном обучении; некоторые дети нуждаются также в лечении сопутствующих психических расстройств. Многие из тех, кто страдал данным расстройством в детстве, испытывают трудности с чтением и в зрелом возрасте.







Материалы

Яндекс.Метрика