КЛИНИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ
Неспособность к обучению определяется тремя признаками:
1. Нарушение интеллекта (или других когнитивных функций).
2. Нарушение социального функционирования.
3. Начало до наступления зрелости.
«Когнитивные функции» — психологический термин, который характеризует специфическую деятельность головного мозга, относящуюся к процессам обработки информации. Дать определение понятию интеллекта непросто; очевидно, однако, что данное свойство человека связано с быстротой понимания и способностью усваивать опыт. Это один из аспектов когнитивного функционирования наряду с сосредоточением (концентрацией) внимания, с регистрацией, удержанием и воспроизведением информации, а также мышлением. В клинической практике нарушение интеллекта часто выявляют, обращая внимание на уровень сложности речи самого пациента и языка, который он способен понимать. У детей отклонения нередко обнаруживают родители либо педагоги, заметив, что ребенок достигает соответствующих этапов психофизического развития позднее, чем его сибсы или сверстники.
Снижение интеллектуальных способностей во многих случаях сопровождается значительным нарушением социального функционирования, так что человек неспособен вести независимый образ жизни или (если это ребенок) нуждается в специальном обучении. Для самостоятельной жизни необходимо приобретение навыков в пяти сферах деятельности: самообслуживание, ведение домашнего хозяйства, общение, социальные навыки и совладание со стрессом. При умственной отсталости могут также нарушаться учебные навыки (например, чтения, письма, счета и др.), но это, как правило, не имеет решающего значения для достижения социальной независимости.
Разумеется, есть немало аспектов психологического развития, в которых могут возникать нарушения, способные привести к существенным трудностям в зрелом возрасте. Сюда относятся, например, отклонения в развитии сексуальности и эмоциональной сферы. Однако они, как правило, не вызывают серьезных проблем, связанных с образованием, не влекут за собой и постоянной зависимости от других людей, также как не являются обычно причиной неспособности к обучению. В то же время существуют определенные расстройства, при которых может затрагиваться развитие когнитивных способностей. Особенно часто это наблюдается при аутизме и гиперкинетическом синдроме; кроме того, некоторые формы специфической неспособности к обучению тем или иным навыкам иногда приводят к необходимости специального обучения и оказания поддержки со стороны соответствующих служб.







Материалы

Яндекс.Метрика