ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ


Действующее в настоящее время юридическое определение неспособности к обучению закреплено в Законе о психическом здоровье (поправка) 1981 года, где оно формулируется как «состояние задержанного, прекратившегося или неполного развития психики, включающее значительное нарушение умственных способностей и социального функционирования». Здесь отражены три основных признака умственной отсталости, но концептуально дефиниция недоработана: одно из возражений против такой формулировки связано с тем, что развитие никогда не может полностью прекратиться, как и полностью завершиться.
Количественная оценка в форме показателя IQ имеет ограниченную надежность и не вполне коррелирует с уровнем практической адаптации и адекватности социального функционирования. Приведенными далее критериями можно руководствоваться в клинической деятельности как общими методическими указаниями, но не следует подходить к ним как к жестким правилам. Возраст, в котором происходит стабилизация психического развития, устанавливается во многом произвольно. В международных классификациях его условно принимают равным восемнадцати годам, но в клинической практике разграничительной линией обычно служит момент окончания школы.
Незначительно выраженная неспособность к обучению (F70) наблюдается у 2-3% населения; среди всех, кто в той или иной степени неспособен к обучению, лица с легкой формой составляют 75%. Они в основном успешно справляются с самообслуживанием и выполняют работу по дому, но испытывают трудности, оказавшись в новой или слишком сложной для них ситуации, поскольку нарушения экспрессивной функции речи ограничивают их самостоятельность. Медицинским службам, в том числе врачам общей практики, приходится иметь дело с такими людьми чаще всего в случаях, когда они сталкиваются со стрессом (например, вызванным каким-либо — нередко незначительным — заболеванием), с которым не могут совладать. Обычно лица со слегка сниженной способностью к обучению в состоянии освоить профессиональные навыки, но при выработке социальных навыков, необходимых при решении вопросов трудоустройства, у многих из них возникают проблемы. Типичны также трудности, связанные с неумением рационально распределять бюджет, планировать здоровое питание (намечая достаточно сбалансированное меню на каждый день) и максимально эффективно использовать медицинские службы. Показатель IQ, получаемый при психометрической оценке, обычно составляет 50-69. К сопутствующим состояниям относятся аутизм, эпилепсия, расстройства поведения, а также инвалидность вследствие соматических нарушений.
Умеренно выраженная неспособность к обучению (F71) — термин, трактовка которого в различных источниках литературы неодинакова. В Соединенном Королевстве к этой категории относят случаи, тяготеющие к нижней границе легкой формы (IQ 50-60), однако в МКБ-10 умеренная степень определяется как верхняя граница выраженной неспособности к обучению (IQ 35-49). Люди с умеренно выраженной неспособностью к обучению нуждаются в руководстве, надзоре или помощи при любых более или менее сложных видах деятельности (например, приготовлении пищи), но обычно необходимая им степень поддержки находится в пределах ресурсов и возможностей семьи и не требует специальной подготовки. Они, как правило, могут сообщать о своих основных потребностях, многим доступно участие в простых беседах; однако научиться пользоваться речью удается не всем. В большинстве подобных случаев выявляется органическая патология, лежащая в основе нарушений. Если при данном уровне неспособности к обучению у человека возникают какие-либо дополнительные проблемы или отсутствует поддержка со стороны семьи, то он нуждается в помощи специализированных учреждений.
Выраженную неспособность к обучению (F72), которая отмечается у 25% всех лиц с нарушениями подобного рода, обычно связывают с числовым значением IQ ниже 50, но в МКБ-10 принят показатель IQ менее 34. При этом, как правило, человек не в состоянии вести самостоятельный образ жизни ввиду отсутствия некоторых необходимых навыков (самообслуживание, ведение домашнего хозяйства, социальные навыки, навыки общения, совладание со стрессом) и нуждается в надзоре, руководстве и помощи. В большинстве случаев требуется повседневное наблюдение со стороны ответственного за это лица. Если ребенок с таким уровнем интеллекта поступает в обычную школу, педагоги вскоре приходят к выводу о необходимости для него специального обучения. Раньше или позже подобных больных — за редким исключением — направляют в специализированные учреждения, так как у них наряду с неспособностью к обучению обычно имеются выраженные нарушения двигательных функций или другие дефекты, свидетельствующие об аномалии развития центральной нервной системы.
Глубокая неспособность к обучению (F73) наблюдается менее чем у 0,1% населения и у 5% всех лиц, в той или иной мере неспособных к обучению. При этой степени нарушения умственных способностей попытки определить IQ не дают достоверных результатов, поскольку уровень развития речи и других навыков у таких людей обычно не выше, чем у нормального ребенка в возрасте до двух лет. Овладение языком сводится, в лучшем случае, к пониманию простых команд. При такой тяжелой форме нарушений, как правило, выявляется органическая патология; обычны выраженные неврологические и соматические дефекты. Лица с глубокой неспособностью к обучению нуждаются в постоянной всесторонней помощи; у многих из них отсутствуют даже некоторые жизненно необходимые навыки (например, их приходится кормить, одевать и т.д., поскольку они не в состоянии заботиться о своих насущных потребностях).







Материалы

Яндекс.Метрика