Оценка адекватности социальной и практической деятельности

В обычной клинической практике социальную компетентность оценивают, попросив обследуемого подробно и последовательно описать свой «типичный день» (затем обращаются к информатору, хорошо знающему пациента, с просьбой подтвердить и уточнить полученную информацию). При этом фиксируются все виды обыденных действий: когда и как человек поднимается с постели, совершает утренний туалет, выбирает одежду, одевается, готовит завтрак, принимает пищу, приводит себя в порядок, выходит на улицу, пользуется транспортом и дорогами, добирается к месту работы или учебы, делает покупки и пользуется деньгами, питается вне дома, возвращается домой, готовит пищу, отдыхает и развлекается. В любом виде деятельности степень самостоятельности может быть разной; принято различать такие ее уровни:
1. Индивид не нуждается в руководстве и наблюдении.
2. После выполнения действия требуется проверка.
3. Необходимы вербальное побуждение к действию и проверка после выполнения.
4. Необходимо побуждать физически или помогать.
5. Действие выполняется за данного индивида другим лицом.
Старайтесь дифференцировать действия, которые пациент не в состоянии выполнить (несмотря на имеющиеся для этого условия) от тех, для освоения которых у него прежде не было возможности. Не делайте поспешных выводов, утверждая, будто человек неспособен справиться с той или иной задачей: не исключено, что ему просто никогда не позволяли что-либо делать.
В специализированных службах пользуются стандартизованными методами оценки, позволяющими очертить профиль способностей человека и выявить сферы, которым нужно уделить особое внимание в процессе дальнейшего обучения.
Анамнез развития
Наиболее достоверными и подробными сведениями о показателях и темпах развития способностей ребенка обычно располагают родители, особенно мать. К сожалению, память ненадежна, поэтому очень важно как можно раньше получить и записать эти данные. Чрезвычайно ценный источник информации — медицинские карты, истории болезни детских стационаров и внебольничных медико-санитарных служб; следует также сохранять истории развития детей-инвалидов. При сборе анамнеза расспросите о течении беременности, родов и неонатального периода, уделяя особое внимание любым осложнениям; затем выясните сроки прохождения ребенком основных этапов развития (табл. 16.2).
Психометрическое обследование (оценка когнитивных способностей)
Тесты на выполнение стандартизованных заданий необходимы при эпидемиологических научных исследованиях, но в клинических условиях они полезны лишь в некоторых ситуациях. Психометрическое обследование позволяет изучить определенный компонент психологических функций, лежащих в основе приобретаемых человеком навыков. Целесообразно обращаться к клиническому психологу с просьбой провести такое исследование, если обнаруживается существенное расхождение между одним параметром интеллектуальных способностей человека и другим. В случаях, когда есть основания полагать, что умственные способности человека снижаются, психометрическая оценка помогает диагностировать деменцию и прогнозировать ее течение.







Материалы

Яндекс.Метрика