Расстройства сексуальных и репродуктивной функций

Эта глава посвящена нарушениям, так или иначе связанным с сексуальной и репродуктивной функциями; поэтому здесь рассматривается половое развитие человека в течение всего жизненного цикла. Мы начнем с описания расстройств половой идентификации, так как они возникают в дошкольном возрасте, затем перейдем к рассмотрению гомосексуализма, поскольку в его этиологии, по-видимому, имеют некоторое значение определенные особенности опыта детских лет и подросткового периода.
Во второй части главы излагается материал о распространенных сексуальных проблемах взрослых людей, причем особое внимание уделяется этиологии, а также проведению обследования и оценки состояния пациента. Раздел, посвященный описанию парафилий, краток, поскольку эти расстройства редко требуют медицинского лечения, так что пациенты с подобными нарушениями — скорее исключение в практике врача общего профиля.
Третья часть отводится расстройствам, имеющим отношение к репродуктивной функции. Они также рассматриваются в определенной последовательности, которая соответствует естественной: начиная от расстройств, связанных с менструальным циклом, — через беременность к послеродовому периоду — и заканчивая нарушениями, характерными для периода менопаузы.
РАССТРОЙСТВА ПОЛОВОГО РАЗВИТИЯ, ВОЗНИКАЮЩИЕ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ
Расстройства половой идентификации (F64)
Половая идентификация означает осознание человеком своей принадлежности к мужскому или женскому полу, а половая роль представляет собой внешнее выражение этой идентификации в одежде и поведении. Этиология расстройств половой идентификации все еще не получила сколько-нибудь полного, убедительного объяснения. В большинстве случаев люди с такими расстройствами не отличаются от других носителей своего биологического пола ни в анатомическом, ни в гормональном, ни в генетическом отношении. Эксперименты на животных дают основания предполагать, что здесь могут иметь значение эндокринные влияния на развивающийся мозг в пренатальном периоде: так, если беременным макакам-резусам вводились андрогены, то у рожденных ими детенышей-самок наблюдалось поведение, сходное с типичным для детенышей-самцов того же возраста. Однако у людей наличие подобных гормональных отклонений не выявлено.
Возможно, многое зависит от модели воспитания в раннем возрасте: «программа воспитания в соответствии с утвержденным полом» традиционно включает в себя ряд символических компонентов: либо ребенка нарекают мужским именем, например «Джон», одевают как мальчика и дарят ему игрушечный самолет, либо — в противоположном случае — дитя получает имя «Джейн», ее наряжают как девочку и вручают куклу, которую полагается нянчить. Но опять-таки оказывается, что родители людей с транссексуальными наклонностями почти всегда уверяют, что придерживались обычных принципов воспитания, и отрицают какие бы то ни было отступления от общепринятой схемы. Данные ряда исследований позволяют утверждать, что усвоенное в дошкольном возрасте поведение, связанное с полом, имеет решающее значение для формирования в дальнейшем удовлетворенности соответствующей половой ролью. Любые девиант-ные формы поведения, приобретенные в раннем детстве, скорее подкрепляются, чем разрушаются под влиянием опыта, получаемого в период обучения в младших классах.
Легкие формы половой дисфории довольно распространены среди детей школьного возраста; едва ли не в каждом классе найдется ученик, который «не вписывается» в общество других мальчиков и не разделяет их интересов (сверстники часто бросают ему презрительно что-нибудь вроде «эх ты, девчонка!»), или девочка-сорванец, которая, напротив, ни в чем не уступает мальчишкам и слывет среди них «своим парнем».
Представляется совершенно очевидным, что любой ребенок в процессе своего развития нуждается в удовлетворительной ролевой модели (взрослом человеке соответствующего пола, с которым он мог бы себя отождествлять) для обеспечения формирования адекватной половой идентичности.







Материалы

Яндекс.Метрика