РАССТРОЙСТВА, СВЯЗАННЫЕ С ОПРЕДЕЛЕННЫМИ СТАДИЯМИ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА

Расстройства раннего возраста: умственная отсталость
ТЕРМИНОЛОГИЯ
Всегда проводилось разграничение между связанными с развитием и приобретенными расстройствами психического функционирования. Расстройство, связанное с развитием, обычно впервые проявляется в младенческом, детском или подростковом возрасте и ведет к стойкому нарушению функции. Термин умственная отсталость широко используется во всем мире для обозначения расстройства развития, при котором поражаются интеллектуальные способности, что влечет за собой нарушение социального функционирования. В Соединенном Королевстве органами здравоохранения введен термин неспособность к обучению, который в настоящее время принят большинством служб; поэтому мы также будем пользоваться им далее в этой главе.
В прошлом в употреблении находилось множество терминов; выражения типа «дурак от рождения», «идиот», «слабоумный» были обиходными в языке задолго до того, как соответствующие понятия получили специальные определения. Некоторые термины, такие как «монголизм», ввели медицинские специалисты, стремясь быть объективными и при этом избежать уничижительного оттенка; другие (например, педагогическая субнормальность, умственная субнормальность, интеллектуальная дефицитарность) были предложены работниками просвещения или законодательных органов.
Необходимость внесения изменений в терминологию обусловлена главным образом тем, что данный тип несостоятельности относится к наиболее «нежелательным» и ассоциируется с социально неодобряемым поведением, поэтому лексика, характеризующая его, приобретает негативную эмоциональную окраску. В связи с этим возникают определенные сложности у врачей, которым приходится обсуждать с пациентами (а также их близкими) вопросы, касающиеся умственной несостоятельности: непросто подобрать слова, позволяющие ясно и доходчиво изложить суть проблемы, соблюдая при этом должный такт. Специальные термины, поначалу непривычные для непрофессионалов, утрачивают свою нейтральность и становятся оскорбительными даже быстрее, чем обычные расхожие слова и выражения; не оправдывают себя и попытки прибегать к разного рода эвфемизмам. Лучше всего отдавать предпочтение терминам, точно описывающим характер несостоятельности (например, «отставание в учебе», «замедленность процессов усвоения новой информации»). С этой точки зрения термин «неспособность к обучению» полезен и, вероятно, должен остаться в употреблении.
ЭПИДЕМИОЛОГИЯ

Интеллектуальные способности и социальная адекватность представляют собой непрерывно распределенные переменные, так что между нормой и несостоятельностью в этих сферах не существует четкой границы—так же, как нет резкой грани между различными степенями выраженности подобной несостоятельно сти.
С появлением методов измерения когнитивных характеристик, разработанных психологами в первой половине XX столетия, стало возможным изучать распределение показателей интеллекта в попу-ляции. Картина, полученная на основании результатов исследований, приближается к гауссо-вому («нормальному») распределению. Плотность распределения величины в соответствии с гауссовой кривой можно полностью описать с помощью среднего значения и стандартного отклонения: интеллектуальные способности примерно 95% населения находятся в интервале, границы которого определяются двумя стандартными отклонениями от среднего значения. Принцип, положенный в основу подсчета показателя IQ («коэффициент интеллектуального развития»), заключается в том, что среднее значение для популяции принимается за 100, а стандартное отклонение взято равным 15 баллам. Числовое значение IQ меньше 70 (т.е. на два стандартных отклонения ниже среднего) называют субнормальным. Теоретически можно было бы ожидать, что такой уровень будет выявлен приблизительно у 2,5% населения; на практике же реальное распределение интеллектуальных способностей в популяции зависит от таких факторов, как образование и социальное благополучие.
Распространенность выраженного нарушения интеллекта (IQ меньше 50) составляет 0,3-0,4%. Этот показатель примерно одинаков в разных странах и популяциях, но время от времени его числовое значение слегка меняется в зависимости от динамики показателей, имеющих отношение к началу развития нарушения и связанных с выживаемостью лиц с подобными дефектами (как детей, так и взрослых). Например, в результате сокращения количества беременностей, приходящихся на вторую половину репродуктивного возраста, стали реже рождаться дети с синдромом Дауна. С другой стороны, повысилась выживаемость при данном синдроме благодаря таким факторам, как прогресс кардиохирургии, эффективное лечение инфекционных заболеваний у детей, а также улучшение социальной помощи. Кроме того, семьи, имеющие в своем составе инвалида, по своему паттерну миграции отличаются от остального населения. Так, они не склонны выезжать из внутренних районов городов, тогда как многие другие жители стремятся по возможности покинуть эту зону; в силу обеих тенденций показатели распространенности тяжелых нарушений интеллекта в таких районах выше, чем в сельской местности Великобритании.
Количественно оценить частоту возникновения новых случаев трудно, поскольку их выявление не происходит одномоментно. Если синдром Дауна (трисомия по 21-й паре хромосом, или монголизм) обычно распознается сразу же после рождения, то при другой этиологии нарушения диагностируются, как правило, далеко не так быстро. В конце 70-х годов в Англии на 1000 детей, рожденных живыми, приходилось приблизительно 0,65-1,06 случая синдрома Дауна, диагностированного при рождении.
Данные большинства исследований показывают, что среди лиц с неспособностью к обучению преобладают представители мужского пола. Легкая и умеренно выраженная формы ассоциируются с принадлежностью к низшим социальным классам — вероятнее всего, потому, что снижение интеллекта влечет за собой социальную депривацию и ограничение возможностей получить образование. Более выраженная неспособность к обучению, как считалось ранее на основании результатов ряда исследований, не коррелирует с определенным социальным классом; однако в последнее время получены данные, указывающие на некоторую связь, хотя и довольно слабую.







Материалы

Яндекс.Метрика