БЕСЕДА С РОДИТЕЛЯМИ
Как и любое клиническое интервью, беседа с родителями ребенка должна начинаться с открытого вопроса и минимального «перекрестного опроса» для получения сведений о развитии нарушений, по поводу которых предъявляются жалобы. Нужно точно выяснить, что именно имеют в виду родители, характеризуя ребенка как «непослушного», «капризного» или «депрессивного». Наблюдается ли тенденция к улучшению или ухудшению? Как влияют существующие проблемы на на школьную успеваемость ребенка, его взаимоотношения со сверстниками, на семью? Как давно появились описанные родителями затруднения?
Далее в процессе беседы требуется получить систематизированную информацию, охватывающую состояние здоровья и поведение ребенка на данный момент времени (учитывая, что родители не обладают непосредственными знаниями о психическом состоянии ребенка и могут быть не осведомлены о наличии таких важных симптомов, как суицидальные мысли). Необходимо задать прямые вопросы, касающиеся следующих сфер: эмоциональные симптомы (тревога, страх, депрессия, склонность к самоубийству); поведенческие проблемы (воровство, агрессия, непослушание, драчливость, прогулы школьных занятий, побеги из дому); внимание и способность к сосредоточению; моторные навыки (уровень активности, неуклюжесть); обмороки или судороги; патологические движения; поведение в школе (посещаемость, нарушения дисциплины, отношения с учителями); взаимоотношения со сверстниками и сибсами; контроль над физиологическими отправлениями; соматическое здоровье (аппетит, масса тела, сон, серьезные заболевания); недавние неблагоприятные события (например, смерть кого-либо из близких, развод между родителями и т.д.).
Затем проводится сбор семейного анамнеза; при этом используется та же методика, что и в случаях, когда пациентом является взрослый человек. Особенно важно установить, не страдает ли кто-нибудь из родителей психическим или личностным расстройством есть ли у них какие-либо трудности во взаимоотношениях в браке. Если родители в разводе, следует уточнить детали. Поддерживает ли ребенок контакты с другим родителем? С кем он наиболее близок?
После этого переходят к изучению особенностей семейной жизни и взаимоотношений между ребенком и другими членами семьи, обращая особое внимание на ключевые аспекты: методы воспитания (в особенности дисциплинарные меры); формы деятельности семьи, в которые вовлечен ребенок; роль ребенка в семье.
На следующем этапе задают ряд вопросов с целью сбора анамнеза жизни. Где родился ребенок? Как протекали беременность и роды (если были осложнения, надлежит получить о них более подробные сведения)? Масса тела при рождении? Какие-либо заболевания в неонатальном периоде? Сроки профилактических прививок; осложнения после вакцинации? Ранняя разлука с матерью (или какие-либо проблемы, касающиеся формирования эмоциональных связей между матерью и ребенком)? Овладение моторными и речевыми навыками? Серьезные заболевания? Типы школ, которые посещал ребенок?
В заключение остается выяснить, какой у ребенка темперамент, и получить представление об особенностях его характера. Легко ли было приучить его к режиму, всегда ли он регулярно спал и ел? Насколько хорошо он приспосабливается к новым ситуациям? Насколько сильно проявляет свои эмоции? Насколько ребенок обычно общителен? Быстро ли он вступает в контакт — или, напротив, заторможен и медленно «разогревается»?







Материалы

Яндекс.Метрика