БЕСЕДА С РЕБЕНКОМ


Описанная далее процедура базируется на методике, разработанной в Park Hospital (Оксфорд). При собеседовании с детьми старшего возраста можно использовать примерно тот же подход, что и при работе со взрослыми пациентами. Но к детям младшего возраста формализованная процедура исследования зачастую неприменима. Используйте любую возможность для наблюдения за поведением ребенка, которое нужно описывать систематически и объективно. Старайтесь избегать широких обобщений на базе клинических впечатлений. Не забудьте выяснить точку зрения ребенка на соответствующие ситуации, включая его симпатии, антипатии и надежды на будущее. Установить контакт и поддерживать по-настоящему продуктивное и полезное общение с ребенком удастся лишь при условии, что он почувствует искренний интерес, теплое и уважительное отношение к себе. К эмоционально насыщенным темам подводите разговор постепенно и осторожно, употребляя доступные для ребенка слова и выражения (при работе с детьми младшего возраста целесообразно использование игр).
Если вам необходимо прямое сотрудничество ребенка, прямо попросите его об этом. Не прибегайте к привычной вежливой формулировке типа «А ты бы не хотел?..» или «Не мог бы ты мне немножко помочь?». Вполне возможно, что ребенок по простоте душевной ответит на это отрицательно, — тут-то вы и влипли.
ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ
Общее поведение
Одежда и внешний вид. (Выглядит ли ребенок ухоженным?) Взаимодействие ребенка с родителями и его реакция на разлуку с ними.
(Могут ли и хотят ли родители заниматься с ребенком; возникают ли у него вспышки раздражительности при разлуке с ними?) Эмоциональные реакции и взаимоотношения с врачом.
(Опишите собственные впечатления о качестве взаимодействия с ребенком.)
Привычки и постоянные формы поведения. (Имеются ли у ребенка тики, нарушения речи, стереотипные движения?) Описание хода беседы.
(Что происходит в процессе интервью: чем занимается ребенок — рисование, игра; проявляет ли какие-либо эмоции — плач, гнев?)
Тревога и настроение
Признаки внутреннего напряжения и грусти (включая соответствующее выражение лица, высказываемые или проявляющиеся другим путем опасения, плаксивость). Охвачен ли ребенок страхами, беспокойством; есть ли признаки поглощенности депрессивными мыслями?
Производит ли ребенок впечатление беспокойного, расторможенного, напористого или агрессивного?
Кажется ли ребенок апатичным, отгороженным или застенчивым?
Речь (форма)
Спонтанность, плавность.
(Трудно ли побудить ребенка высказаться или
же он говорит легко и свободно, без заминок;
происходит ли нормальный речевой обмен?)
Дефекты просодии, артикуляции или ошибки в
построении структуры предложений.
Связность.
(Можно ли проследить за ходом мыслей ребенка или же его речь постоянно теряет смысл?)
Речь (содержание)
Внимание и его устойчивость. (Легко ли ребенок отвлекается? Не нарушается ли его внимание галлюцинаторными переживаниями?)
Степень и продолжительность сохранения интереса к определенной теме, деятельности или объекту. (Не «перескакивает» ли ребенок беспрестанно от одной темы к другой?) Спонтанное нарушение внимания. (Отмечаются ли внезапные обрывы речи, потеря мысли?)
Уровень активности
Высокая активность.
(Особое внимание следует обратить на проявления «гиперактивности» или «гиперкинезы».)
Функции интеллекта
Приблизительная оценка навыков чтения, правописания, счета, письма, уровня общих знаний. Попросите ребенка написать имя и адрес, нарисовать человека, скопировать треугольник, многоугольник, крест и круг.
В идеале желательно, чтобы клинический (или школьный) психолог провел тестирование,
включающее оценку базовых интеллектуальных способностей, уровня усвоенных в процессе обучения знаний и навыков, а также выявление и анализ конкретных проблем в обучении.
ДРУГИЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
Затребуйте школьный табель успеваемости, а для детей младшего возраста—характеристику из детского сада или игровой группы. Следует также установить контакт с любыми другими учреждениями, вовлеченными в работу с данным ребенком.







Материалы

Яндекс.Метрика