Детский и подростковый возраст
Данная глава посвящена эмоциональным и поведенческим нарушениям у детей и подростков. Эти расстройства нередко представляют собой крайнее проявление обычных, повседневных форм поведения. Едва ли не у большинства детей в том или ином возрасте бывают периоды, когда их поведение причиняет определенные трудности и вызывает беспокойство их родственников и педагогов. Лишь в случае если все это вызывает серьезные страдания, нарушает процесс обучения ребенка или его взаимоотношения с окружающими людьми либо серьезно препятствует развитию, возникает необходимость подробного изучения проблемы.
ОБСЛЕДОВАНИЕ
В процессе выявления и диагностики возможного психического расстройства у ребенка выделяют шесть основных стадий:
1. Беседа с семьей.
2. Беседа с родителями.
3. Беседа с ребенком.
4. Получение информации из других источников.
5. Формирование этиологической концепции.
6. Формулирование многоосевого диагноза.
БЕСЕДА С СЕМЬЕЙ
Как правило, полезно в самом начале встретиться со всей семьей в полном составе. Совместное собеседование дает возможность понаблюдать за взаимодействиями между ее членами. В частности, оно позволяет получить представление о том, как родители реагируют на сообщения ребенка (например, благожелательно, критически и т.д.), имеются ли проблемы во взаимоотношениях между самими родителями, не отводится ли кому-то из членов семьи роль козла отпущения, нет ли тенденции игнорировать кого-либо из них. Во время такой встречи следует избегать выборочного индивидуального опроса родственников пациента — необходимо создавать условия для взаимодействия между ними. Данной цели можно достичь путем постановки общей для всех задачи (например, составление генеалогической таблицы) или вопросов, стимулирующих желаемое взаимодействие. Это также подходящий момент для того, чтобы прийти к определенному мнению относительно целесообразности и порядка направления пациента в клинику, а также выяснить, кто в наибольшей степени страдает от имеющихся проблем.