Хроматический номер

«ОТ КРАЯ И ДО КРАЯ...» — эти слова из песни несут в се­бе, как видите, глубокий топологический смысл. Лист бу­маги — модель двусторонней односвязной (число Бетти равно единице) поверхности с одним краем. Его можно смять и бросить в урну, но все равно число краев (и сто­рон) останется прежним. Но у сферы краев нет. Нет их и у тора — говоря попросту, бублика. Зато нарисованное на бумаге кольцо имеет целых два края. Один край и у мебиусова листа, как одна у него и сторона. И снова — сде­лайте его из какой угодно эластичной резины и растяни­те до любых размеров — топологические свойства, этот незыблемый фундамент самого естества геометрической фигуры, останутся неизменными.

Не много ли неожиданных и странных свойств? Тогда еще только два, быть может, самых любопытных. Первое — ориентированность. Конечно, можно было бы подробно рассказать, что это такое. Но лучше дать оп­ределение «от противного»: это то, чего нет у листа Ме­биуса! Вообразите, что в нем заключен целый плоский мир, где есть только два измерения, а его обитатели — несимметричные рожицы, не имеющие, как и сам лист, никакой толщины. Если эти несчастные создания пропу­тешествуют по всем изгибам листа Мебиуса и вернутся в родные пенаты, то с изумлением обнаружат, что превра­тились в свое собственное зеркальное отображение. Ко­нечно, все это случится только, если они живут в листе, а не на нем.

Впрочем, это удивительное явление можно наблю­дать и на действующей модели плоского мира Ме­биуса — для этого надо сделать ленту из любого про­зрачного материала.

И наконец, то, что носит название «хроматический но­мер». Он равен максимальному числу областей, которые можно нарисовать на поверхности так, чтобы каждая из них имела общую границу со всеми другими. Если каж­дую такую область выкрасить по-разному, то любой цвет должен соседствовать с любым другим. Так вот, на лист­ке бумаги, даже если его склеить в кольцо, еще никому не удалось расположить пять цветных пятен любой фор­мы, которые имели бы всеобщую границу. И на сфере, и на цилиндре их может быть не более четырех. Это и зна­чит, что хроматический номер этих поверхностей — четы­ре. А на бублике число соседствующих цветов равняется семи. Каков же хроматический номер листа Мебиуса? Он, как это ни поразительно, равен шести.

Конечно же, такое не укладывается в голове. Ну в са­мом деле, не довольно ли этих мебиусовских мистифика­ций? Видите ли, на ленте, склеенной, как положено, размещается всего четыре цвета, а стоит соединить ее концы шиворот-навыворот — и непонятно, как находит­ся место еще для двух цветов! Но клин выбивают клином, одну головоломку — другой. Есть древняя неразрешимая задача. Надо соединить три дома с тремя колодцами, но так, чтобы жители каждого из домов могли ходить по во­ду в любой колодец и при этом пути их нигде не пересе­кались. Сделать это не умудрился никто, но лишь срав­нительно недавно математики строго доказали, что зада­ча неразрешима. (Неразрешима на плоскости, а на торе, то есть бублике, например, все получа­ется просто.) А теперь взгляните на рисунок. Если склеить эту полоску бумаги так, чтобы совпа­ли одинаковые буквы на ее кра­ях, то проблема водоснабжения решается. Разумеется, вы снова получите все тот же лист Меби­уса. А теперь раскрасьте карту путей водовозов — и вот вам шесть цветов, живущих в друж­ном соседстве. Но, конечно, как и раньше, надо предполагать, что все события происходят не на листе, а внутри него. Иными сло­вами, краски должны проникать сквозь бумагу, как чернила сквозь промокашку.

И напоследок возьмите еще раз в руки лист Мебиуса — од­ностороннюю неориентирован­ную поверхность с одним краем, числом Бетти, равным двум, и хроматическим номером, равным шести. Этот листок бумаги открыл математикам мир новых возмож­ностей, а вам доставил несколько приятных минут. Но не спешите с благодарностью прощаться с ним. Он нам еще встретится — в космических далях Вселенной.

...У Фридриха Дюрренматта, в его нашумевшей в свое время пьесе «Физики», трое абсолютно здоровых уче­ных сознательно изображают из себя сумасшедших. Весь персонал дома умалишенных обращается к ним не иначе, как «господин Ньютон», «господин Эйнштейн» и «господин Мебиус». Разумеется, фантазия драматурга могла поместить в столь экзотические обстоятельства и других каких-либо прославленных ученых — тем более, что Мебиус не такой уж физик, каким он, видимо, ка­зался Дюрренматту. И все-таки выбор его не выглядит случайным. Вселенная Эйнштейна сменила вселенную Ньютона благодаря тому, что удалось постичь некую глубокую внутреннюю закономерность, свойственную природе. Вселенная Мебиуса... Нет, конечно, ее не бы­ло, нет и, наверное, не будет. Но мебиусианские идеи касаются настолько интимных свойств нашего мира, что они просто не имеют права как-то не проявить себя в грядущих фундаментальных исследованиях.







Материалы

Яндекс.Метрика