Диалектический материализм

Однако «Капитал» — это не только объяснение и убийственная оценка общественной системы. В общем построении «Капитала» и почти на каждой его странице имеются примеры нового метода, столь же важного для развития исторических и общественных наук, как важен был экспериментальный метод естественных наук XVII века. Оба метода исходят из материального мира и человеческого опыта познания мира и господства над ним; однако метод Маркса — диалектический материализм — является более широким обобщением, применимым ко всей области человеческой деятельности: как к миру человека, так и к миру природы. Вооруженные этим методом, Маркс и его последователи приступили к разработке ряда таких проблем, которые были неразрешимы с точки зрения старых философских систем, а также многих новых проблем, о самом существовании которых эти системы не знали.
В пределах такого объема изложения истории наук, как наше, невозможно представить диалектический материализм так, как это необходимо для людей, не знакомых с ним; здесь дается едва ли больше, чем перечень его главных черт. Существо диалектического материализма состоит в понимании того, что возникновение новых форм и новых процессов является результатом внутренних противоречий, а не результатом действия внешних сил (механицизм) или влияния предопределенной цели (телеология). Своеобразное подтверждение диалектического материализма Маркс нашел в социальной области — в области таких преобразований, как переход от феодализма к капитализму, и в гораздо более важном преобразовании, в котором Маркс должен был сыграть столь большую роль, — в переходе от капитализма к социализму. Здесь внутренние противоречия и возникновение новых форм наблюдать было гораздо легче, чем при изменениях в неодушевленном мире или в эволюции живых существ с их почти бесконечно медленнее протекавшими изменениями.
Маркс использовал абстрактную гегелевскую схему перехода категорий из количества в качество для того, чтобы описать действительные изменения, происходящие в сложном материальном мире. Он показал, как новая система общества, качественно отличная от старой, возникает естественно, в результате накопления количественных изменений в старой системе, вроде роста торговли и применения машин с сопутствующими им общественными конфликтами. Более того, качественные изменения должны быть внезапными и решающими, ибо непрерывное развитие никогда не может привести к чему - либо действительно новому. Диалектика объясняет изменения, показывая, как они возникают из столкновения противоположностей, порожденных внутри предшествующей системы и в конечном счете ломающих ее, чтобы высвободить новую систему. При таком подходе не нужно ни взывать к определяющим, действующим извне материальным факторам вроде климата или болезни, ни ссылаться на скрытое невежество, приписывающее все изменения провидению или случаю. Вопрос о том, каким образом все это применяется к развитию обществ, которое происходит путем взаимодействия производительных сил и производственных отношений, уже рассмотрен нами (559); однако здесь необходимо сделать дополнительные разъяснения.
Согласно марксистской картине общественного развития, любое изменение экономического строя связано с появлением нового класса в обществе, который совсем по - иному участвует в процессе труда и в присвоении продукта труда. Всякий новый господствующий класс в процессе эксплуатации других классов присваивает наибольшую долю продукта. При этом он стремится все более переложить действительный процесс труда на плечи других классов. Класс, который прибегает к наиболее передовым для своего времени методам производства, в результате борьбы вытесняет прежний господствующий класс. При этом он изменяет производственные отношения общества для того, чтобы сочетать их с новыми методами производства, с соответствующими изменениями в идеологии. Так, господствующая плутократия классических рабовладельческих государств уступила место в основном варварской феодальной знати, более приспособленной к ведению существующей экономики (150). Феодальные сеньоры в свою очередь уступили свое место буржуазии, которая боролась за право вести торговлю и мануфактурное производство в условиях товарной экономики (225) и завоевала это право, а в настоящее время буржуазия вытесняется рабочим классом, общественно - кооперативный процесс труда которого относится к эпохе научного производства и планирования (391). Именно в этом смысле Маркс провозгласил, что вся история была историей классовой борьбы.
Таким образом, диалектика истории — это не формальная схема, навязанная Марксом развитию общества, а наоборот, она возникла в результате действительного исследования общественных изменений и только потом стала основой для более широких обобщений. Маркс является одним из величайших ученых, так как он понял, что первейшая задача исследователя общества состоит в отыскании внутренних законов его развития, так как, открыв эти законы, он пошел дальше и показал их действенность как в теории, так и на практике.







Материалы

Яндекс.Метрика