Борьба рабочего класса за доступ к просвещению

До сих пор просвещение рассматривалось нами как нечто принадлежавшее всецело буржуазии, как некоторая подачка, даваемая людям низшего ранга; однако это только половина дела и причем не самая главная. Триста лет тому назад буржуазия требовала доступа к просвещению, рассматривая его как путь к власти, теперь очередь за промышленным рабочим классом сделать то же самое. Требование доступа к образованию, героические усилия и жертвы, принесенные для того, чтобы получить образование, были неотъемлемой частью рабочего движения, а в XIX веке все это было тесно связано с кооперативным и профсоюзным движениями. «Образование, агитация, организация» — таков был лозунг социал - демократической федерации (573). Все крупные фигуры, участвовавшие в борьбе за социализм, были высокообразованными людьми, и очень часто они просвещались самостоятельно.
К XX веку это энергичное наступление несколько приостановилось вследствие того, что был сделан ряд уступок, открывших всем доступ к начальному образованию, а также в результате проведения некоторых мер, обеспечивших в ограниченных размерах доступ рабочим к высшему образованию, как, например, создание Биркбек - колледжа (влившегося в Лондонский университет в 1920 году), Рескнн - колледжа, хотя и находящегося с 1899 года при Оксфордском университете, но еще не заслужившего репутации подлинного колледжа университета8 - 170в, и создание Ассоциации содействия образованию рабочих — в 1903 году8 - 1783. Другая опасность состояла в почти непреодолимом стремлении детей рабочих воспользоваться образованием как средством для того, чтобы выбиться из рядов своего класса, что неизбежно лишало этот класс талантов в наилучшем, платоновском, смысле (114). Тем не менее требование открыть более широкий доступ к образованию все нарастало и усиливалось вместе с возраставшими потребностями в мастерстве и науке новых отраслей промышленности и вместе с возраставшим сознанием силы рабочего класса. К середине XX века требование доступа ко всем областям образования, выдвигаемое рабочим классом, стало непреодолимым.
Педагогика, в течение столетий находившаяся в состоянии академического застоя, теперь должна была отвечать требованиям реального и имеющего важное значение просвещения общества. Следует признать, что она была плохо приспособлена для этого. Теория педагогики частично представляла собой искреннюю попытку найти по существу психологические принципы за пределами действительных технических приемов передачи знаний и как таковая была не более научной, чем остальная психология. Более того, она по традиции пыталась создать философию педагогики, имеющую своей целью изложение своих истинных принципов. В качестве таковой она еще больше страдала всеми пороками, присущими общественным наукам. Будучи неспособной или не желая признать изменяющийся характер общества или его классовую структуру, теория педагогики сознательно, так же как и бессознательно, считала это общество неизменным и стремилась найти способы приспособить к этому обществу учащихся. Это неизбежно делало такую теорию догматической и апологетической.







Материалы

Яндекс.Метрика