«Западная христианская цивилизация»

Из всех реакционных концепций, которые расцвели после второй мировой войны, идея «западной христианской цивилизации» является наиболее хитрой, заманчивой и опасной. Подобно Священному союзу 1815 года, современной копией которого она является, и в отличие от грубой антикоминтерновской «оси», ставившей перед собой точно такие же цели, «западная христианская цивилизация» призывает к объединению респектабельности, религии и традиции. Ярлык «западная» предполагает к тому же современность и превосходство над азиатами и другими менее развитыми народностями.
Как историческое или социальное понятие эта идея не выдерживает критики. Несмотря на усилия таких специалистов по всемирной истории, как Тойнби 1 - 20 и Шпенглер 0172 с их мистическими циклами развития истории, реальное отождествление «западной христианской цивилизации» с монополистическим капитализмом и, в частности, с Уолл - стритом нельзя серьезно оспаривать. Конечно, те интеллигенты, которые участвуют в этом большом предприятии, достаточно хорошо знают, кто им платит. Тем не менее флаг «западной христианской цивилизации», как сборный пункт для крестового похода против коммунизма, до сих пор имеет свои преимущества. Его можно использовать для прикрытия самых непривлекательных союзников, от Франко до Ли СынМана. Ввиду этого «благородного» побуждения кто будет сожалеть о применении столь необходимых и справедливых средств, как водородная бомба, напалм и бактериологическое оружие, против таких опасных агрессоров, как корейцы и китайцы? Эти виды оружия развиваются, конечно, только ради обороны, это — великое средство устрашения, даже если оно и означает убийство половины всего населения мира, включая сюда все население, отнюдь не необходимое для Европы.
В некоторых своих аспектах экзистенциализм с его упором на чувство виновности и тревоги также выражает интеллектуальную сторону философии отчаяния. Он, однако, содержал, особенно в философии главного его поборника, Сартра, еще и внесенное Сартром под влиянием движения сопротивления, чувство какого - то обязательства, или личного участия, которое может снова придать этому направлению положительное содержание.
Из одного этого важного примера мы можем видеть, что тенденции к иллюзиям, лицемерию, зверствам и отчаянию нераздельны. Одна тенденция незаметно переходит в другую, и все они являются более или менее отчетливо осознаваемыми симптомами безуспешности позитивного и конструктивного противодействия социальным преобразованиям нашего времени. Все они вытекают из инстинктивного, но ни в коем случае не бескорыстного, пристрастия к тем преимуществам, которые может предоставить классовое общество людям, желающим и имеющим благодаря ему возможность наживаться. В этих тенденциях предполагается глубокое презрение к простому народу, или, в лучшем случае, им недостает веры в способность народа построить новую жизнь своими собственными силами.
Очерк, данный в предшествующих параграфах, имел своей целью дать соответствующий фон, на котором в течение последних сорока лет развивались общественные науки капиталистического мира. Воздействие основных событий этого периода на отдельных лиц и учреждения имеет большое значение для объяснения того, почему общественные науки представляют собой разнообразные путаные, бессвязные и часто регрессивные тенденции.







Материалы

Яндекс.Метрика