Развращение общественной науки

Ученые, работающие в данных областях общественной науки, могут искренне верить, что они трудятся на благо общества, способствуя установлению общественной гармонии; или же они могут надеяться, что в ходе своей работы смогут дополнить человеческие знания, или, говоря более грубо, могут видеть в науке хорошо оплачиваемую работу. Их работа во всех случаях может оказаться с научной точки зрения безрезультатной, ибо она заранее ограничена условиями применения науки. Необходимость достигать практических результатов, удовлетворяющих предпринимателей и создающих видимость научной беспристрастности с тем, чтобы не вывести из душевного равновесия рабочих, служит препятствием для любого серьезного анализа. Вместо этого появляется нечто, готовое превратиться в смесь производящей впечатление статистики и самых обычных банальностей, выраженных на напыщенном научном языке и основывающихся на анкетах, которые заполняются маловажными вопросами и случайными или неточными ответами на них. Из ряда вон выходящим, но верным примером этого является открытие одного американского индустриального психолога, который сказал, что шахтер отождествляет шахту со своей матерью, а босса — со своим отцом, а это делает его напрасно смирным во время работы и агрессивным в деле отстаивания своих прав. Этот психолог выразил надежду, что если бы шахтер стал смотреть на босса, как на свою мать, а на шахту — как на своего отца, то он стал бы энергично атаковать угольные пласты и превратился бы в образцово - показательного работника.
Ценность рабочего как человеческого существа может быть полностью реализована — как об этом свидетельствует опыт Советского Союза — только в том случае, если он является хозяином своей работы. Таково — в известных пределах нищеты и невежества — положение средневекового ремесленника. Подобное положение может быть возрождено в мире научно организованной промышленности только благодаря такому типу устройства общества, где каждый рабочий, сообща со своими товарищами по работе и вместе с техническим персоналом, действительно определяет, каким образом должна быть выполнена работа, руководит и управляет машиной и пожинает все плоды своего труда. Что - либо другое — это обман, который рано или поздно будет раскрыт.
До последнего времени профсоюзы всегда боролись против всех форм «научного управления». Однако эта позиция иногда рассматривалась вождями американских профсоюзов, которые даже нанимают нсихологов - индустриалистов, чтобы помочь фирмам увеличить производительность труда, как старомодная. В течение известного времени, в разгар бума «холодной войны», подобные же шаги, направленные на подъем производительности труда с помощью психологических методов, пользовались поддержкой со стороны некоторых влиятельных профсоюзных лидеров, которые, по - видимому, считали, что защита демократии лучше всего обеспечивается сохранением и усилением капиталистических монополий. Идея достижения взаимопонимания между рабочими и администрацией в интересах производства по - прежнему пользуется поддержкой Организации морального перевооружения и даже некоторым образом тактичным королевским покровительством. Она, однако, впала в известную немилость у профсоюзных деятелей, поскольку сейчас становится очевидным, что с повышением производительности труда они попросту сами вытесняют себя со своих должностей.
В Англии, где вследствие перевооружения капиталовложения и индустриальные исследования сократились (448, 671), помощь индустриальной психологии, которая сравнительно дешева, представляет собой единственно оставшийся резерв.
Эти соображения до некоторой степени объясняют наблюдающееся за последние годы заметно более благожелательное отношение властей по обеим сторонам Атлантического океана к общественным наукам. Общественные науки показали свою цену и знают свое место. Их роль может быть ролью слуги, а не советчика: «Годен к употреблению, но не более этого», как изящно выразился один вице - маршал авиации
Общественная наука, преподаваемая ныне в университетах, остается верной своим старым предвоенным задачам оправдания существующей, пли слегка измененной! капиталистической формы общества. Тем не менее мысль о преподавании общественной науки в учебных заведениях была целиком и полиостью отвергнута Норвудской комиссией в 1941 году81316. Все понимали, что как бы хорошо это ни выглядело, такое преподавание могло привести к распространению опасных мыслей.







Материалы

Яндекс.Метрика