Фабианское общество

В 1884 году Сидней Вебб (1858 — 1947), объединив группу государственных служащих, филантропов, публицистов и других исключительно благонамеренных лиц, включая Г Г. Уэллса и Г. Б. Шоу, основал Фабианское общество. Основной целью этого общества была реформа административной и экономической системы путем «гласности и соразмерности», а само его название* указывало, что цель может быть достигнута путем «неизбежной постепенности». Одна из его главных забот состояла в том, чтобы преобразование общества произошло благодаря убеждению, без революции, с тем чтобы социалистические мероприятия могло проводить либеральное и даже консервативное правительство. Многое было сделано для разоблачения ужасных условий трущоб и потогонной [системы труда в] промышленности, многое — для улучшения местной правительственной машины; вместе с тем в своей «Истории английских тред - юнионов» Веббы оказали духовную и моральную поддержку, по существу, стихийной организации рабочего класса. Фабианские брошюры8 - 1376, в ряде которых имеются произведения Бернарда Шоу0179, достойные лучшего применения, распространяли идеи этого выхолощенного социализма далеко за пределы самого их общества. Пьесы Шоу и романы Уэллсав - 1786 впоследствии оказали влияние на миллионы людей и создали в начале XX века такую атмосферу, что в кругах интеллигенции фабианство стало считаться чем - то само собой разумеющимся.
Фабианская социология. Лондонская школа экономики
Отличительной чертой фабианской социологии является отсутствие основополагающей теории и внимание к фактам, преимущественно к большому количеству фактов. Выводы делались только из событий, прочно похороненных в прошлом, подобно тому как это было проделано Гаммондами в его величественном исследовании положения городских и сельских рабочих в XVIII и начале XIX веков8 - 37_зв. Однако к проблемам дня можно было подходить постепенно и медленно. Силой, производящей улучшения, ни в коем случае не должен быть мятежный рабочий класс, а скорее просвещенные государственные служащие и объединения деловых людей, достаточно осознавших опасность революции, чтобы предпочесть более подходящую альтернативу, которая, как предполагалось, явится неопределенным наследником прогрессивно реформированного и гораздо более разумного и принаряженного капитализма.
У фабианцев не было своей собственной экономической теории, чем они и гордились. Вместо нее они приняли «научную» политическую экономию, то есть теорию предельной полезности, не видя или, возможно, не желая видеть, что капитализм нельзя изменить при помощи теории, которая предполагает неопределенно длительное его существование. Одним из крупнейших достижений этого общества было содействие основанию в 1895 году Лондонской школы экономики и политической науки, первоначальной целью которой было обучение поколений молодежи в духе прогрессивной мысли и идеалов просвещения. При наличии в штате этой школы людей такого калибоа, как Грехем Уоллес (1858 — 1932), Гобхаус (1864 — 1929), Тауни и Ласки (1893 — 1950), можно было ожидать, что она если не произведет социальную революцию, то, по крайней мерс, даст повое истолкование экономическим и социологическим учениям. В действительности присущая фабианству робость помешала ей сделать что - нибудь в этом роде. Вместо этого она выпускала толковых администраторов и будущих лейбористских министров. Политическая наука представляла собой не более чем перепевы поучительных взглядов на демократию и свободу. Когда кафедра политической теории в этой школе в недавнем прошлом перешла к говорливому представителю консерватизма, никто не был удивлен.
Фабианство, в сущности, представляло собой либерализм XIX века, приспособленный к условиям империализма. Оно признавало непригодность старой политики по принципу laisser - faire в эпоху развития монополий и усиления вмешательства государственной власти в экономику. Вместо борьбы с империализмом фабианство стремилось к тому, чтобы сделать его более разумным и действенным. Оно не видело или не желало видеть внутренних противоречий империализма, ведущих к войнам и кризисам. Когда разразилась англо - бурская война, то общество чуть было не раскололось. Пацифисты, либералы, члены Независимой рабочей партии, а также Дж. Р. Макдональд и г - жа Панк - херст выступили с протестом против войны, однако возобладала официальная точка зрения, которой придерживались Шоу и Веббы.
Фабианскому движению уделяется здесь столько места не потому, что оно сделало какой - либо вклад в общественную науку, а потому, что оно представляет собой попытку, на высшем интеллектуальном уровне, исцелить капитализм посредством познания и благих намерений, или, иначе говоря, попытку уклониться от своего долга бороться за избавление от капитализма. Фабианство и до сих пор имеет важное значение, потому что в Англии и в известной степени в Соединенных Штатах оно служит идейной базой лейбористской партии и прогрессивных демократов и является сходным, хотя и не тождественным, мировоззрением с реформистским социал - демократизмом европейского континента. Несмотря на то, что Бернштейн, зачинатель ревизующего марксизм движения, был в Англии и испытал на себе влияние фабианства, ревизионистское движение отошло от марксизма только тогда, когда для него появилась опасность вступить в конфликт с капитализмом. Фабианцы с самого начала избегали даже этого риска.
Внутренняя противоречивость общественных наук при капитализме
Даже такой короткий рассказ о развитии общественных наук в конце XIX века должен показать их непоследовательный и противоречивый характер. В самом деле, становилось все труднее примирить стремление к расширению знания и познанию, которое стало необходимым вследствие увеличивавшейся сложности общественного устройства, с запрещением распространять все то, что могло бы опрокинуть господствующий строй, основанный на эксплуатации труда ради получения прибыли. Такая наука неизбежно должна быть пристрастной, бессвязной и апологетичной по своему характеру. Все действительные вопросы обходили тем легче, чем старательнее они скрывались во тьме споров о тривиальностях. Академическая общественная наука в период загнивающего капитализма могла иметь только такое будущее, какое мог иметь породивший ее и направляющий ее шаги общественный строй.







Материалы

Яндекс.Метрика