Общественные преобразования в XX веке

Никогда прежде за всю историю человечество Fie переживало в такое короткое время столь глубоких преобразований, как в период после 1914 года.
Экономическая неустойчивость, острая внутренняя политическая борьба, войны и подготовки к новым войнам — все эти события безостановочно следовали друг за другом, — и все это на протяжении жизни одного поколения. Создавшееся неустойчивое положение неизбежно воздействовало на мысли и настроения мужчин и женщин, пусть даже для некоторых это означало сознательный уход с политической, общественной арены.
Капиталистический мир в течение этого периода неупорядоченного роста и разрушения имел лишь одну главную цель, один желанный выход — погоню за прибылью или просто стремился выжить. Поэтому не удивительно, что в капиталистическом обществе должна была существовать большая путаница разнообразных рекомендаций, нашедшая свое интеллектуальное выражение в разнобое теорий общественной науки. В психологии, в политической экономии, в философии существует множество соперничающих друг с другом и отчасти эфемерных школ, большинство из которых не имело никакого чувства надежды, никакой цели и даже никаких интеллектуальных убеждений. Лишь тот, кто стремился исследовать и подвергнуть критике строй, при котором он жил, в целом и мог следовать традиции борьбы против этого строя, мог найти в своем понимании действительности основу для надежды.
В социалистическом мире неотложные вопросы, сначала просто существования, а затем строительства и культурного творчества, вызывали необходимость прочного единства целей и убеждений, способных вдохновить весь народ на выполнение почти сверхчеловеческих задач. Осуществить и защитить это единство было нелегко. Народы Советского Союза, живя в течение десятилетий в условиях войны или угрозы войны, должны были выковать свои общественные теории, исходя из своего опыта, на основе наследия Маркса и Энгельса.
Мы уже рассматривали выше (383) характер и происхождение экономических и политических преобразований XX века. Здесь необходимо лишь напомнить ряд событий, которые очень хорошо известны большинству читателей, и кое - что сказать об их воздействии на определяющую атмосферу общественной мысли.
Общий характер XX века определяется первой и второй мировыми войнами и кризисом 30 - х годов, олицетворяющим период между этими войнами. Начиная с революции 1905 года в каждом десятилетии можно выделить годы общественного прогресса и роста освободительного движения: 1912 год отмечен широким забастовочным движением и возрождением социализма; 1920 — послевоенной реконструкцией, 1936 — триумфом «Front Populaire» («народного фронта». — Перев.); 1946 — эпохой освобождения и «всемирного» («опе - worlds) сотрудничества; 1953 — «оттепелью» в холодной войне. Между этими годами наступала реакция и начинались бедствия в результате неспособности капиталистического строя преодолеть трудности, присущие его экономике, иным путем, кроме войны или широкого распространения нищеты.
После каждого крупного бедствия, во время которого раскрывались гнилость и непригодность старых форм общественного устройства, возникало движение многообещающего народного возмущения, несущее с собой новый натиск прогрессивных идей. Эти движения, в большинстве случаев не способные пробиться через сложную и глубокую оборону капиталистического строя, увядали, приходя в беспорядок и терпя поражение, и уступали место периодам реакции и репрессий. Однако, поскольку никакие усилия реакции не могут стабилизировать систему, которая несет в себе зародыш своей собственной гибели, эти периоды в свою очередь вели к новым бедствиям. Такое сокращенное и схематическое изложение по необходимости является чрезмерно упрощенным, но оно необходимо, чтобы пояснить развитие общественной мысли в течение этого периода.
Было бы неправильным усматривать в этих чередованиях какую - либо циклическую тенденцию истории к бесконечному повторению самой себя. Каждая фаза имеет свои собственные отличительные черты, и в своей последовательности эти фазы характеризуют постоянство игнорируемой тенденции: сужение власти капитализма и его неспособность найти для себя сколько - нибудь прочную основу. Последствия экономического кризиса 30 - х годов неизбежно отличались по своему характеру от последствий обеих мировых войн. За исключением Испании, прогрессивное движение везде было расколото и подавлено без открытой борьбы. Нацистское движение само явилось использованием крупными промышленниками народного возмущения против режима ?безработицы и нищеты, который породили сами промышленники. И действительно, перед второй мировой войной народные силы держались в подчинении благодаря тому, что нелегальность была поставлена на службу реакции.
Вторая мировая война в свою очередь показала, что рост народно - демократических настроений в 30 - х годах был не сломлен, а лишь только сдержан, так как эти настроения прорываются с растущей решимостью и мощью в годы эпохи освобождения. Впервые мужчины и женщины всех стран мира как на территориях, подвергшихся оккупации германских фашистов и их союзников, так и на других территориях оказались вовлеченными в одно общее дело с одной общей целью. В течение войны и короткого периода после нее, казалось, существовала надежда на создание мирного и живущего в содружестве мира, где страны с капиталистическими и коммунистическими правительствами и даже с такими смешанными правительствами, какие были во Франции и Италии, могли бы сотрудничать друг с другом.
Привилегированные классы в Америке и Европе скоро уничтожили эту надежду. Используя любые интересы и предрассудки в своих странах и всякую ошибку в лагере социализма, они заботились о том, чтобы заменить дружбу подозрением и ненавистью. Они разожгли холодную войну с ее трагическими последствиями в Греции, Малайе, Индо - Китае и Корее. Однако сокрушить социализм с помощью какой - либо демонстрации силы — за исключением атомной войны, встретить которую они отнюдь не были готовы, — оказалось невозможным. Тем временем вызванное «холодной войной» напряжение в капиталистических странах, активизация народов бывших колониальных стран и всеобщее требование мира и разоружения ликвидировали, хотя бы только частично, раскол мира. Угрозы уступили место переговорам, и сейчас мы можем надеяться, что вступили в период мирного соревнования между двумя системами. Этот период может, в свою очередь, перейти в период взаимного сотрудничества, ибо под влиянием народа своих стран обе системы эволюционируют и начинают лучше понимать друг друга.
Влияние исторических событий на общественную науку при капитализме Борьба в экономической, политической и военной областях не могла не оказать влияния на общественную науку, даже на академическую. Тем не менее вследствие классового характера самой этой борьбы, вследствие социального положения и воспитания интеллигенции в капиталистических странах это влияние более часто и не менее сильно клонилось «вправо». С того момента, как марксизм восторжествовал в одной стране и стал, таким образом, примером, а также опасностью для капиталистических стран, все силы реакции были обращены против него. Хотя интеллигенция начала XX столетия сформировалась на традициях либерализма, она увидела трудности сопротивления объединенным нападкам политиканов, прессы и патронов. Она разрывалась вследствие двусторонней лояльности между идеями и практикой, между защитой угнетенных и прилежным гражданством. Именно это, а не какой - нибудь первородный грех является источником Angst* и чувства вины, причиняющих страдание тем интеллигентам, которые не могут сохранить свою веру в народ.
В периоды освобождения волна народных настроений несколько радикализировала почти всю интеллигенцию, как это было в период реконструкции после первой мировой войны или в период проведения «нового курса» в Америке. Однако, как только народные силы стали испытывать трудности и реакция взяла руководство в свои руки, большинство интеллигентов стало впадать в разочарованность и пессимизм. Стремясь избежать обвинения в том, что они были попутчиками, некоторые интеллигенты старательно извращали идею прогресса и даже сомневались в его возможности. Многие были вынуждены обратиться к утешительным самоочевидным фактам прошлого и, будучи неспособными изменить действительный мир или предотвратить его нежелательное изменение, предпочли удалиться в частную жизнь. Эта реакция интеллигенции, самопроизвольная или благоразумно опекаемая в Англии, в Соединенных Штатах проводится с помощью всевозможных осведомителей, законов и клеветнических кампаний.







Материалы

Яндекс.Метрика