Слабость интеллектуальной реакции

Однако за кажущейся силой современных философских и религиозных убеждений скрывается роковая слабость. Именно в силу своей превосходной приспособленности к оправданию существующего положения они потеряли способность содействовать изменениям. Ни науки о природе, ии науки об обществе не могут воспользоваться этими философскими и религиозными взглядами для осуществления новых достижений. Как уже отмечалось {стр. 571), огромный труд математических логиков и позитивистов не принес никаких результатов в естественных науках. Большие успехи, достигнутые в наш век, получены в результате эксперимента, который, прямо или косвенно, был материалистическим экспериментом, тесно связанным с целиком материалистической технологией (409).
В общественной сфере миссия позитивистской философии была еще более явно отрицательной. Придерживаясь законов вербальной и символической логики, ее новейшие поборники смогли продемонстрировать, что положения, которые не являются пи аналитическими, подобно тавтологиям математики, ни эмпирическими, подлежащими проверке чувственными впечатлениями, должны быть бессмысленными6 - 3. Этот тезис утверждает, что все, имеющее отношение к общественной науке, бессмысленно, и отрицает значение религиозных, моральных или эстетических ценностей. Отвергая категорию смысла для большинства тех положений, которые обычно считались положениями философии, этики или эстетики, позитивисты большей частью не имели своей целью дискредитировать эти дисциплины. Их целью было скорее свести свою собственную область рассмотрения к логике и простому опыту, а затем — к одной только логике. Остальное они предоставляли действию веры или мистической интуиции, так как, к собственному удовлетворению, позитивисты доказали, что разум в этих областях бессилен. Последний раздел «Логико - философского трактата» Виттгснштсйна озаглавлен «Мистическое» и оканчивается словами: «Где нельзя говорить, там надо молчать».
На таких курьезных условиях теперь установлен отвратительный союз между верой и разумом.
Из этого также не следует и то, что, давая отставку общественным вопросам, позитивистская философия достигла нейтральности в борьбе великих споров сегодняшнего дня — между идеализмом и материализмом или между капитализмом и социализмом. Совсем напротив: логика позитивистов, по существу, направлена против материализма; она легко и незаметно переходит от субъективного идеализма наблюдателя, которому «случаются» чувственные восприятия, к объективному идеализму Беркли, для которого мы все существуем в разуме божьем.
В социальной и политической области между позитивистом и теологом не существует никаких разногласий по всем практическим вопросам. Как первый, так и второй стремятся доказать невозможность рациональной и исторической оценки общества. Как первый, так и второй стремятся ограничить сфгру человеческого познания и достижений. На место научного познания материального мира они. тем самым ставят неосознанный или осознанный мистицизм. Как первый, так и второй в самом буквальном смысле слова являются обскурантистами. Подобные настроения способны только помочь реакции, какими бы прогрессивными и передовыми мыслителями пи считали себя их поборники. Оии стремятся подорвать уверенность человека в своей способности понять свое общество и господствовать над ним и с помощью науки переделать внешний мир для того, чтобы он служил удовлетворению человеческих потребностей.
Именно здесь лидеры мысли «западной цивилизации» потерпели наиболее полный провал. Они не могут предложить новых решений важнейших проблею нашего века: решения проблем экономической необеспеченности, колониальной эксплуатации и войны. Старое решение ныне означает не что иное, как вечное сохранение вооруженного до зубов и располагающего значительными полицейскими силами капитализма. Эта идея, под какими бы громкими ярлыками она ни скрывалась — «свобода», «демократия», «христианское наследие», «открытое общество» (the Open Society), — явно не способна вдохновить массы мужчин и женщин.







Материалы

Яндекс.Метрика