ОБЩИЙ ХАРАКТЕР ОБЩЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ В XX ВЕКЕ

Несмотря на разнообразие влиятельных факторов в различных странах и на разных фазах экономического и политического развития после 1917 года, весь этот период имеет известные общие черты. Повсюду и в течение всего этого времени идет все более открытая борьба мятежных низших классов и угнетенных национальностей с господствующим классом крупных промышленных капиталистических стран. Везде победа самого народа, ликвидирующая господство богатых, сначала в России, затем в Китае и других странах, остается неопровержимым историческим фактом, вселяющим народам остальной части мира надежды и растущую уверенность.
Однако если мы обратимся от народных настроений ко взглядам, выражаемым интеллигенцией, и в особенности — взглядам ученых капиталистического мира, специализировавшихся в области общественных наук, то картина будет не так уж проста. Эти люди в течение всего данного периода и особенно вс время «холодной войны» жили в условиях значительного прямого или косвенного давления, которое должно было отвергать всякое описание народного освободительного движения, противиться любым шагам, могущим привести - к коммунизму, и организовать защиту капитализма под более привлекательной маской «свободного мира», «демократии» или «западной христианской цивилизации». Их не обязывали верить в эти фетиши, однако почти все окружавшее этих ученых — книги, кинофильмы, радиопередачи — понуждало их идти в этом - направлении, и если они могли заставить себя принять эти ходячие ценности, то это было для них наиболее удобно в духовном и материальном отношении.
Любой интеллигент, естественно, хочет заниматься избранной им работой, свободно публиковать ее результаты и заслужить некоторую награду за свой труд. Наконец, или прежде всего, он должен иметь средства к жизни. Постоянная надежная работа, контракты с радио, хороший авторский гонорар, приятные путешествия за границу — все это представляет собой если не абсолютные предметы первой необходимости, то необходимые атрибуты приличной жизни. Если кто — разумеется, вследствие воспитания и образования — придерживается такого мнения, которое позволяет легко получать все это, то тем лучше; но> даже если он и не придерживается такого мнения, то все это весьма соблазнительно. Выступить против правительства или крупного капитала, которые держат в своих руках все источники и средства рекламы, — значит расстаться со всякой надеждой, пусть даже не во всех странах существуют позитивные санкции в форме обливания грязью (smears) и слушания дел в комиссиях, которые в Соединенных Штатах эффективно кладут конец карьере каждого, кто сошел с пути лояльного американизма.
Понимание этой дилеммы представляет собой мучительный выбор, который немногие решаются сделать, ибо сознательно выбирать покой и почести ценою честности — невыносимо; это отравило бы всякое удовольствие. Гораздо лучше совсем уклониться от выбора и убедить себя — а это не очень трудно, — что легкий путь является также и правильным путем. Чтобы встать на этот путь с чистой совестью, необходимо лишь использовать все, что можно найти — а оно предлагается в огромном количестве, — для дискредитации коммунизма и всего того, что могло бы привести к нему. Тогда пороки существующей системы можно будет не только допустить, но и принять, так как противное намного хуже. Несмотря на то, что XX век является в основном веком народного прогресса, именно поэтому атмосфера общественной мысли в интеллигентских кругах «свободного» мира все более и более тяготеет к обскурантизму и реакции.







Материалы

Яндекс.Метрика