Стремления и восстания колоний

Остается рассмотреть развитие общественных идей у трех четвертей населения мира — сотен миллионов людей Азии, Африки и Латинской Америки, — которые на протяжении большей части этого периода жили в условиях колониального или полуколониального режима. Эти народы впервые в современной истории начинают делать важный вклад в мировую культуру и политику. Повсюду они восставали или были накануне восстания. Вначале восстания легко подавлялись, но впоследствии одна страна за другой — Индия, Бирма, Индонезия, Индо - Китай, Египет, Северная Африка — получили известную степень национальной независимости. Естественно, что вначале среди колониальных народов и народов Китая, который хотя и никогда не был колонией, но на протяжении столетий находился во власти иностранных империалистических держав, преобладали либеральные и националистические идеи XIX века. Движение за независимость на первых порах ограничивалось средней буржуазией. Однако с течением времени и особенно в период второй мировой войны и после нее в это движение все более вовлекается весь народ, как крестьяне, так и рабочие, а требования экономического планирования и внутренней социальной справедливости становятся все более настойчивыми.
В этих отсталых странах, а не в разочарованном и клонящемся к упадку капиталистическом мире имеется живая надежда на лучшие времена, хотя бы уже потому, что для большинства народа ничего не может быть хуже настоящего их положения. Здесь также наиболее остро чувствуется пример советского народа, особенно пример народов советских азиатских республик, а в совсем недавнее время — и пример китайского народа. Ибо многие из этих народов, жившие раньше при таком же или при еще более низком материальном уровне, нежели народы колониальных стран, своими собственными силами создали передовую промышленную цивилизацию, сохранив свою национальную культуру.
С другой стороны, особенно со времени второй мировой войны, колониальный гнет стал более жестоким, так как область колониальной эксплуатации сократилась, а право на угнетение колониальных народов уверенно и действенно оспаривается. В Индо - Китае европейская держава в течение восьми лет вела разорительную и безуспешную колониальную войну, которую правительство США упорно стремилось превратить в новую мировую войну. В Малайе, Кении и в Алжире, несмотря на все древние и современные способы подавления: массовые выселения, концентрационные лагери, преднамеренную жестокость, осведомителей, парашютистов, вертолеты и бактериологические распылители, — вооруженным силам так и не удалось потушить искры восстаний. В Южной Африке расовый гнет, выражающийся в еще более зверских формах, чем раньше, стал ослабевать перед лицом экономического и морального сопротивления, которое впервые объединяет бесправных азиатов и африканцев. В Латинской Америке режимы, установленные и поддерживаемые долларовой дипломатией, являются наиболее неустойчивыми, а подавлять требования действительной экономической и политической независимости становится все труднее и труднее, хотя для этого, как показывает пример Гватемалы, не брезгают никакими средствами.
Не может быть сомнения, что огромный подъем угнетенных и презираемых народов мира идет полным ходом. Китай после тридцати лет борьбы уже создал, наконец, наиболее сильное новое государство, свободное от империалистического контроля (641). Так как успехи движения за независимость колоний множатся, то можно ожидать, что ими будет сделан выдающийся новый вклад в общественные науки. Такая корректива крайне необходима, ибо общественные науки в течение многих столетий насыщались умонастроениями рабовладельческих рас господ.







Материалы

Яндекс.Метрика