Энгельс. Социализм, общество и природа

Энгельс разъяснил учение Маркса и распространил его выводы за пределы политической экономии. В «Анти - Дюринге» он дал набросок системы научного социализма, которая выводится не из благих фантазий об идеальном обществе, а возникает как естественное диалектическое развитие рабочего класса, разрушающего буржуазное капиталистическое государство и создающего на его месте свое собственное социалистическое государство. В «Происхождении семьи, частной собственности и государства»9137 Энгельс распространил диалектический метод на изучение ранних ступеней человеческой истории. Он понимал важность исследований первобытных обществ, произведенных Морганом и Тэйлором, и раскрыл в экономических факторах частной собственности и разделения труда силы, преобразовавшие общину — в которой все были равны и которая жила по своим неписаным традициям — в цивилизованное государство с богатыми и бедными, с его правом, полицией, религиями и войнами. Наконец, свою «Диалектику природы», которая оставалась неопубликованной до 20 - х годов нашего века219, Энгельс посвятил объяснению происхождения природы, существовавшей до человека, и ее преобразований, показав, что здесь господствуют тс же самые диалектические принципы. Только теперь мы начинаем понимать, насколько могущественен тот метод, который выковали Маркс и Энгельс, и насколько он важен для того, чтобы понять мир природы и мир человека как процесс.
Изменение мира
Если бы Маркс и Энгельс удовольствовались просто выдвижением своих положений по вопросам политической экономии, истории и философии как академического учения, они, несмотря на свои радикальные выводы, могли бы завоевать себе место в ученом мире; однако вследствие самого характера своего подхода к изучению общества Маркс и Энгельс не могли принять такие ограничения. Маркс не относился к числу создателей философских систем; он не хоте:: просто созерцать истины науки, а стремился использовать эти истины для преобразования общества. Он полагал, что открытые им законы общественного развития впервые давали возможность для эффективных и сознательно направляемых общественных действий. То, что сделали ученые - естествоиспытатели в отношении преобразования природы благодаря знанию законов природы и использованию природных сил, можно было теперь осуществить и в общественной сфере. В действительности изменения в обществе всегда осуществлялись благодаря действию сознательно направленных человеческих усилий. Действия, основанные на понимании всех сторон данной обстановки, в корне отличаются от действий, определяемых лишь выбором ограниченных и невежественных людей, ибо в последнем случае результаты редко соответствуют первоначальным намерениям8 - 130а. В самом деле, важнейшие преобразования общества совершались без чьего - либо сознательного желания, так что для объяснения этих преобразований нужно было ссылаться на судьбу, провидение или естественный закон.
Таким образом, в то время как академические социологи и экономисты лишь обсуждали и объясняли механизм действия капиталистической системы, рассматривая ее как единственно справедливую, естественную и свободную экономическую систему, марксисты начали уже действовать, сплачивая в значительной степени еще не пробудившийся и неорганизованный рабочий класс, подымая его до осознания той роли, которую он должен сыграть в преобразовании общества и в организации новой плановой экономики, идущей на смену экономике капитализма. Основание I Интернационала и первых социал - демократических партий представляло собой не только неотъемлемую часть дела Маркса и Энгельса; оно явилось и неотъемлемой частью развитой ими общественной теории. Первые марксисты, создавая общественную науку, делали в то же время общественную историю.
Маркс и Энгельс и растущий отряд их боевых последователей постоянно следили за политическими и социальными преобразованиями, происходящими во всех частях мира. Каждое важное событие от Америки до Индии, от Японии до Ирландии подвергалось тщательному изучению, и о них выносилось определенное мнение8 - 1693. Маркс и Энгельс извлекали уроки из успехов, а также из неудач социалистических и прогрессивных движений. Наиболее знаменитое из этих движений — Парижская Коммуна 1871 года — было начато идеалистически и либерально настроенными патриотами. Коммунисты - марксисты не играли в ней ведущей роли. Однако с самого начала восстания Маркс видел, что твердая поддержка, оказанная рабочим классом Коммуне, и бессмысленная жестокость ее подавления представителями французского капитала превращали эти безуспешные попытки отстоять демократические права в прототип завоевания государственной власти рабочим классом. Маркс хотел, чтобы рабочий класс всего мира стремился превзойти храбростью коммунаров, избегая их слабостей и замешательства с помощью более основательного знания революционной теории.







Материалы

Яндекс.Метрика