РЕЛАКСАЦИЯ

Поскольку при очень многих из вышеописанных состояний условной ответной реакцией является тревога, прежде всего необходимо научить больного вызывать у себя противоположную реакцию — расслабление. На первых порах это делается при отсутствии каких бы то ни было раздражителей, вызывающих тревогу. Вначале больного обучают распознавать соматические признаки внутреннего напряжения и изменять свое состояние посредством волевого контроля. Затем он под руководством психотерапевта приступает к выполнению серии упражнений, направленных на усвоение приемов, позволяющих снижать физиологическое возбуждение. Магнитофонные записи этих упражнений пациент может использовать для регулярных занятий в домашних условиях. Приемы релаксации должны быть достаточно хорошо отработаны, чтобы их можно было применять даже в ситуациях, которые раньше вызывали тревогу. Существует несколько разнообразных методов релаксации, например прогрессирующая мышечная релаксация — в этом случае пациента обучают серии упражнений, при которых он попеременно то напрягает, то расслабляет отдельные группы мышц, чтобы добиться расслабленного состояния, — или аутогенная релаксация, при которой мышечное напряжение устраняется без предварительного напряжения групп мышц. Могут быть и другие различия в проведении тренинга — касающиеся его интенсивности и темпов продвижения к цели, а также применения навыков расслабления в психотравмирую-щих ситуациях. Согласно общепринятому мнению, усвоение приемов релаксации является навыком и включает в себя такие когнитивные аспекты, как ощущение контроля над трудными ситуациями. Стоит также отметить, что некоторые больные находят очень трудной поставленную перед ними задачу расслабиться или даже утверждают, что эта процедура провоцирует тревогу, поскольку ощущение «снятия» напряжения может «вывести страх из-под контроля».
Очень важны также дыхательные упражнения, особенно для пациентов с гипервентиляцией (что характерно, в частности, для многих больных, у которых бывают панические атаки).
ЭКСПОЗИЦИЯ
Многие методы, применяемые в рамках когни-тивно-бихевиоральной терапии, требуют использования техники экспозиции, при которой пациента подвергают воздействию раздражителей, вызывающих страх, или обусловливающих стимулов. Делается это с целью создать условия для угасания (по мере того как ситуация становится привычной) условно-рефлекторной эмоциональной реакции на этот набор стимулов. Считают, что данный прием может также служить средством опровержения ожиданий или убеждений больного относительно определенных ситуаций и их последствий. Существует несколько разновидностей методов лечения, основанных на использовании техники экспозиции; они различаются в зависимости от способа предъявления стимулов (пациент может подвергаться их воздействию в воображении или in vivo) и по интенсивности воздействия (осуществляется ли в процессе лечения постепенный переход к более сильным раздражителям или больного сразу же сталкивают с самым мощным из них). В некоторых случаях, например при адаптации к психотравми-рующим воспоминаниям в процессе лечения посттравматического стрессового расстройства (см. с. 168), уже в силу специфической природы расстройства применима только экспозиция в воображении. Аналогичным образом при использовании методов лечения, ориентированных на когнитивные функции, иррациональные мысли пациента оспаривают, подвергая его воздействию ситуаций, показывающих, что эти идеи ложны или нереалистичны. Ниже приводится ряд примеров, иллюстрирующих применение данной техники.







Материалы

Яндекс.Метрика