АКТИВНОЕ ВЫСЛУШИВАНИЕ

Многие студенты с удивлением обнаруживают, что к моменту завершения сбора полного анамнеза в психиатрической амбулаторной клинике пациент нередко сообщает о значительном улучшении самочувствия! Вероятно, он никогда прежде не имел такой благоприятной возможности пересмотреть все стороны своей жизни и выразить эмоции, связанные с определенными важными для него событиями. Кроме того, явный и неподдельный интерес студента к словам больного наглядно демонстрирует внимание, которое тот ценит.
Активное выслушивание является важной частью лечебного процесса. И пусть оно требует определенных затрат времени — не нужно считать эти минуты потерянными: на самом деле такой подход, напротив, может сберечь время. Например, больная с нарушением сексуальных функций может многократно приходить на прием к врачу, но все эти консультации (отнявшие не один час) окажутся безрезультатными, если ему не удастся завоевать доверие пациентки и внимательно выслушать ее, чтобы найти таким образом ключ к решению ее проблем, выяснив лежащую в их основе, глубоко скрытую причину.
ПСИХИЧЕСКАЯ ВЕНТИЛЯЦИЯ ПЕРЕЖИВАНИЙ
Важный аспект терапевтических отношений — предоставление пациенту возможности выразить свои чувства и переживания, главным образом такие, как гнев, фрустрация или горе, тем более если до того они подавлялись. Это особенно важно после перенесенной тяжелой утраты или в случаях, когда врач только что сообщил «плохие известия». Например, если в семье рождается ребенок с тяжелым пороком развития (хотя до того не было никаких оснований ожидать чего-либо подобного), родители бывают настолько потрясены, что как бы цепенеют; порой они просто не в состоянии воспринять необходимую фактическую информацию, пока не получат возможности проявить свои чувства — пережитые ими шок, недоумение, бессильный гнев и ощущение крушения надежд.
ПОДБАДРИВАНИЕ
Больной, который обоснованно подозревает, что у него рак, может спросить у врача о диагнозе. Вполне вероятно, что при этом он надеется услышать в ответ что-нибудь успокаивающее и ободряющее, а вовсе не стремится получить объективную информацию. Даже если прогноз в целом неутешительный и, казалось бы, нет ничего такого, что позволило бы обнадежить больного, — все же и здесь имеются определенные возможности. Внимательно выслушав пациента, врач выясняет его конкретные опасения: например, многие в подобной ситуации со страхом ожидают таких явлений, как непрерывная боль, недержание мочи и кала, или беспокоятся о том, как их болезнь повлияет на родственников. В отношении некоторых из этих вопросов врач можно подбодрить и успокоить больного, тем самым облегчив в какой-то мере его страдания.
Нужно понимать, что должным образом проведенное соматическое обследование нередко дает результаты, открывающие реальную возможность ободрить больного. Следует, кроме того, учитывать, что поведение врача во время такого обследования также может либо успокоить пациента, либо встревожить его еще больше.
Часто бывает нелегко убедить больного (особенно если он склонен к тревоге) в том, что никакого серьезного заболевания у него нет. Иногда, несмотря на все усилия врача, его попытки уверить в этом больного оказываются тщетными, и тот отправляется к другому специалисту или обращается в какое-либо медицинское учреждение, добиваясь повторного обследования. Случаются такие неудачи, как правило, оттого, что врач либо не сумел полностью понять глубинные переживания больного, либо неадекватно объяснил причину имеющихся симптомов.







Материалы

Яндекс.Метрика