РЕАКЦИЯ ИНТЕРВЬЮЕРА НА БОЛЬНОГО

Какова ваша собственная субъективная реакция на данного больного? Приятно ли было вам встречаться с этим пациентом или же общение с ним производило на вас удручающее впечатление, вызывало фрустрацию либо раздражение? Трудно или легко было контролировать ход беседы, проводимой для получения необходимой информации? Задайтесь вопросом: а что же, собственно, произошло во время беседы, почему она привела вас именно в такое состояние? Ваши реакции в чем-то характеризуют и вас, и вашего пациента, и ваши взаимоотношения. Является ли больной пассивной, зависимой личностью, вследствие чего он вызывает у вас одновременно как фрустрацию, так и сочувствие? Или же это агрессивный, самоуверенный, высокомерный либо эгоцентричный человек, который в ходе беседы перехватил у вас инициативу, помешал получить нужные данные — а в результате остался неприятный осадок из-за того, что вам не удалось справиться со своей задачей, и вы ощутили гнев и раздражение? Или, может быть, ваш больной постоянно распространяется о том, как другие люди (особенно врачи) подводили его или причиняли ему вред, — и эти его заявления вызывают у вас чувство вины?
Если вы испытываете затруднения при формировании рабочих взаимоотношений с пациентом — обдумайте, в какой степени эти сложности определяются его поведением и обусловлено ли это симптомами его настоящего заболевания. А возможно, вы получили сведения о проблемах, постоянно возникающих у больного во взаимоотношениях с членами семьи, сослуживцами и т.д.? В таком случае вполне вероятно, что ваша собственная реакция на пациента сходна с реакциями других людей и может многое рассказать вам относительно особенностей его личности.
ПРИМЕР ЗАПИСИ ДАННЫХ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ
Внешний вид и поведение
Миссис Вудс — склонная к полноте женщина среднего возраста, не пользующаяся никакой косметикой. При знакомстве вяло пожала руку и избегала глазного контакта, но проявила готовность к сотрудничеству. Она медленно шла в кабинет врача, после чего в течение всей беседы сидела на стуле в одной и той же позе почти неподвижно, за исключением жестов: она заламывала руки и стискивала ладони, как бы потирая одну о другую, особенно когда говорила о своей утрате.
Речь
Речь медленная. Ответам на вопросы предшествуют относительно короткие паузы. Спонтанно говорит мало, за исключением жалоб на свое соматическое здоровье. Однако на задаваемые вопросы отвечает связно и по существу. Признаков формальных расстройств мышления нет.
Настроение
Описывает свое настроение следующим образом: «В последнее время настроение у меня несколько понизилось. Я без конца терзаю себя изза своей матери». По ее словам, считает, что жить стоит — хотя бы «ради своей семьи». На протяжении почти всей беседы выглядела грустной и напряженной, плакала, говоря о матери, но несколько раз улыбалась, адекватно реагируя на ситуацию.
Содержание мышления
Описывает себя как «постоянно терзаемую печальными мыслями» о матери. Несколько раз вспоминала о недавно появившихся у нее болях в грудной клетке и в конце беседы спросила, не считаю ли я, что это мог быть «сердечный приступ». Высказывает идеи самообвинения: «Если бы только я сделала больше для своей матери, я уверена, что она бы еще продолжала жить...», «Я не была хорошей дочерью». На вопрос о том, было ли что-то конкретное, что она могла бы сделать, но не воспользовалась такой возможностью, отвечает отрицательно; однако эта убежденность очень устойчива. Других нарушений мышления нет. Суицидальные мысли отрицает.
Восприятие
В ответ на прямо поставленные вопросы миссис Вудс призналась, что после смерти матери она три или четыре раза (по ее мнению) слышала голос покойной, которая обращалась к ней со словами: «Не беспокойся обо мне. Сейчас мне хорошо»; при этом было ощущение, «как будто мать рядом, здесь, в комнате. Это, должно быть, было мое воображение, но тогда все казалось реальностью». (По-видимому, больная испытывала слуховые галлюцинации.) Она также описывает чувство «оцепенения» в день похорон, которое в дальнейшем постепенно уменьшалось. Других расстройств восприятия не наблюдалось.
Ориентировка
«Вторник, около десяти часов утра, ноябрь 1997 года; насчет числа я не уверена — кажется, 26-е?».
(Все верно, за исключением того, что сегодня 28 ноября.)
«В психиатрическом отделении Манчестерского королевского лазарета». (Верно.)
Внимание и концентрация
В течение всей беседы в общем внимательна, за исключением тех моментов, когда погружается в мысли о своей тяжелой утрате и о своем здоровье.
«Суббота, пятница, четверг, среда, вторник, понедельник, воскресенье». (Говорит медленно, с паузами длительностью до 25 секунд.)
«Декабрь, ноябрь, октябрь, сентябрь... сентябрь, август, июль, март... Нет... Где я остановилась?.. Извините». (40 секунд.)
«100, 93, 86, 80, 73, 65, 60... Вы сказали — по семь от ста? 60, 50... Нет — 53, 45... Нет, извините».
(4 ошибки; 2 минуты 10 секунд.)
«20, 17, 14, 11, 9, 7, 5... Нет, неправильно, не
так ли?».
(25 секунд.)
Запоминание
и кратковременная память
Исследование не проводилось, поскольку есть явные признаки нарушения внимания.
Долговременная память
Подробно и последовательно рассказывает о детстве и юности.
Города: Манчестер, Лондон, Бирмингем, Ливерпуль, Честер.
Знает, как зовут премьер-министра и президента США, но не может вспомнить их предшественников.
Даты мировых войн: 1914-1918, 1939-1945.
Интеллектуальные способности
Вероятно, средние, исходя из полученного школьного образования и выполнения работы, не требующей высокого уровня квалификации.
Осознание психического заболевания (критическое отношение к своему психическому состоянию)
«Эта боль в сердце... Яне думаю, что это психическое заболевание... Как вы считаете — не нужно ли мне снова сделать ЭКГ? Возможно, у
меня несколько понизилось настроение после смерти матери».
СХЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ
1. Внешний вид и поведение
Описание: реакция на врача; двигательная активность
2. Речь
Темп; количественная оценка; плавность; адекватность
3. Настроение
Субъективная оценка настроения пациентом; данные объективного наблюдения; реактивность вегетативной нервной системы
4. Содержание мышления
Озабоченность; болезненные мысли; патологическая убежденность
5. Восприятие
Иллюзии; галлюцинации; деперсонализация
6. Функции интеллекта
6.1 Ориентировка Время и место
6.2.Внимание и концентрация
Перечисление дней недели и месяцев года в обратном порядке
Последовательное вычитание по семь из ста или по три из двадцати
6.3 Запоминание и кратковременная память
Память на события последнего времени
Цифровой ряд; фразы Стэнфорда — Бине
Имя, адрес и цветок
6.4 Долговременная память
Описание событий раннего периода жизни;
пять городов
Всемирно известные деятели; мировые войны
6.5 Интеллектуальные способности
Оцениваются по данным анамнеза жизни
7. Осознание психического заболевания (критическое отношение к своему психическому состоянию)
Природа заболевания; его причины; соответствующее лечение







Материалы

Яндекс.Метрика