ЗНАНИЕ МЕТОДОВ ВЕДЕНИЯ БОЛЬНЫХ


К тому времени, когда вы закончите базовый курс обучения и должны будете сдавать квалификационные экзамены, вам нужно приобрести знания о перечисленных ниже методах ведения больных. Следует стремиться к тому, чтобы освоить большинство из них на практических занятиях в период обучения на кафедре психиатрии. Будет очень полезно, если вы сможете наблюдать применение соответствующих процедур и приемов, но нет необходимости обязательно выполнять все это самим.
Медицинские методы
1. Организация лечения больного белой горячкой (delirium tremens).
2. Организация лечения больного острым психозом.
3. Электросудорожная терапия.
Психологические методы
1. (В отделениях общего профиля)
• Подход к преподнесению плохих известий.
• Работа с пациентом, страдающим злокачественным заболеванием.
• Оказание помощи больному, перенесшему калечащую операцию.
• Оказание помощи умирающему больному.
2. (В детском отделении)
• Подход к проведению беседы с ребенком.
3. Тактика при агрессивном поведении пациента в условиях больницы.
4. Применение при оказании неотложной помощи процедур, предусмотренных Законом о психическом здоровье.
ПРОФИЛАКТИКА ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ
В профилактической деятельности условно выделяются три уровня: первичная профилактика, нацеленная на предупреждение возникновения и развития расстройств; вторичная профилактика, задача которой состоит в том, чтобы оборвать развитие болезни на начальной стадии благодаря ее раннему выявлению; третичная профилактика, направленная на излечение выявленных случаев заболевания и тем самым способствующая снижению его распространенности.
Первичная профилактика включает в себя: меры, направленные на снижение частоты психопатологических синдромов, связанных с травмой головы, путем сокращения дорожно-транспортного травматизма благодаря использованию ремней безопасности и созданию более безопасных автомобилей; проведение просветительной работы, нацеленной на профилактику СПИДа посредством сокращения беспорядочных и случайных половых контактов или за счет использования соответствующих контрацептивных средств, обеспечивающих защиту от инфекции (презерватив); предоставление просветительной информации, содержащей четкие указания о безопасных уровнях употребления алкогольных напитков; мероприятия, направленные на предотвращение жестокого физического обращения с детьми и сексуальных злоупотреблений по отношению к ним, а также на подкрепление желательности обеспечения для детей безопасных условий, надлежащей заботы и благоприятной окружающей среды, что способствовало бы снижению их предрасположенности к развитию в дальнейшем тревоги и депрессии.
Вторичная профилактика ориентирована в основном на группы риска; к ним относятся, например, лица, перенесшие калечащие операции, молодые вдовы, женщины с послеродовой депрессией в анамнезе. Более обширная группа людей с высоким риском развития депрессивных расстройств — работающие женщины, у которых дома находятся маленькие дети и нет близкого человека, которому можно довериться.
Третичная профилактика направлена главным образом на лиц, страдающих такими психическими расстройствами, которые при отсутствии надлежащей помощи могли бы приобрести затяжное течение и привести к тяжелой инвалидности; к этой категории относятся больные хроническими психозами и люди молодого возраста, перенесшие черепно-мозговую травму.
Мы скомпоновали эту работу в том порядке, в каком вам следовало бы ее читать. В первой части рассматриваются основополагающие аспекты психологического подхода к клиническим проблемам. Постарайтесь сразу же прочитать подряд вторую, третью и четвертую главы, а остальные главы первой части можно пропустить до тех пор, пока вы не получите своего первого больного для курации. В частности, глава, посвященная лечению, содержит больше информации, чем требуется для сдачи университетского выпускного экзамена на получение квалификации, однако все эти знания пригодятся вам для адекватного ведения больных с часто встречающимися психическими расстройствами — так что мы не приносим извинений за излишества!
Как только вы провели беседу с больным, страдающим определенным психическим расстройством, прочитайте соответствующую главу во второй части, а также то, что имеет отношение к данному случаю, — в главах, где описываются методы исследования и лечения. В первую же неделю вашей учебной практики в психиатрическом отделении желательно прочесть первые две части пособия полностью.
Третью и четвертую части можно спокойно оставить до тех пор, пока вы не усвоите предыдущие, хотя все части работы важны в равной степени.
КАРТА-ПАМЯТКА
В эту работу мы включили карту-памятку, с которой вы можете снять копию, чтобы постоянно носить при себе, пока не отработаете методы клинического обследования больных. На одной ее стороне приведены (в форме справок) основные рубрики, которые должны использоваться при сборе анамнеза и исследовании психического состояния, причем особое внимание уделяется выявлению и оценке органической патологии. Чаще всего эта сторона карты будет нужна в психиатрическом отделении, хотя в некоторых случаях вы сочтете ее полезной и при работе в отделениях общего профиля.
На другой стороне мы приводим сокращенные «Ньюкаслские шкалы», предназначенные для оценки поражения головного мозга в позднем возрасте. Мы напоминаем вам о некоторых распространенных проявлениях расстройств настроения, сопровождающих соматические заболевания у пациентов, которые могут находиться во всех остальных — помимо психиатрического — отделениях больницы. Кроме того, мы даем полезные скринин-говые вопросы, направленные на выявление алкоголизма у пациентов, страдающих соматическими болезнями. Следующий раздел карты еще раз подскажет вам вопросы, на которые необходимо получить ответы для оценки степени суицидального риска в травматологическом пункте, кабинете неотложной помощи. Пусть использование всех приведенных в карте вопросов в повседневной клинической работе станет вашей привычкой. Вы не пожалеете об этом.







Материалы

Яндекс.Метрика