АНАМНЕЗ ЖИЗНИ


Вначале вы будете собирать очень полную и подробную историю жизни пациента, потому что фактически не знаете, что имеет отношение к делу, а что нет. Не тревожьтесь по этому поводу — вам необходима практика, и по ходу сбора анамнеза откроются некоторые представляющие большой интерес факты о вашем больном. Однако повторяем еще раз: не все в равной мере относится к делу. Вопрос о том, как ваша пациентка в детстве получила информацию о половой жизни, и сведения о ее сексуальном воспитании, скорее всего, непосредственно связаны с сутью беспокоящих ее нарушений, если она обратилась за помощью, будучи не в состоянии выполнять свои супружеские обязанности. Но этот аспект вряд ли имеет хоть какое-то значение для 75-летней старой девы, жалующейся на потерю памяти.
Детство
Целесообразно вести сбор анамнеза жизни в хронологической последовательности, начиная с детского возраста. Возможно, мать больного может рассказать вам о своем здоровье во время беременности вашим пациентом, о том, как протекали роды, в каком состоянии родился ребенок, как развивался, когда начал ходить, говорить и т.п.; однако если вы попытаетесь получить аналогичную информацию у самого пациента, она почти наверняка будет недостоверной. Между тем студенты часто начинают изложение анамнеза жизни в духе «псевдоточности»: «Миссис Вудс родилась в Бермондси; роды у матери протекали нормально; ребенок доношенный. Росла и развивалась без отклонений от нормы, в детстве невротических черт не наблюдалось...».
Не делайте подобных записей, если не можете получить сведений, .заслуживающих доверия. Неважно, родилась ли миссис Вудс в Бермондси или в Хокстоне, а о том, нормально ли протекали роды при ее появлении на свет, она, вероятно, фактически ничего не знает. Нет у нее, скорее всего, и определенного представления о том, насколько успешно развивалась ее двигательная сфера; не имеет особой ценности и сообщение взрослого человека об отсутствии или наличии у него «невротических черт» в детском возрасте. Несмотря на то, что сведения о родовой травме и задержке в развитии двигательной сферы представляют интерес для врача, лучше указать, что вы не располагаете такой информацией, чем написать, что все было в норме, тогда как на самом деле, возможно, это далеко не так. Но если больному рассказывали о какой-либо патологии при родах или об отклонениях, наблюдавшихся в раннем детстве, это определенно заслуживает регистрации; в противном случае ограничьтесь теми фактами, которые больной действительно может помнить и которые имеют значение для понимания расстройств, возникших в зрелые годы.
Итак, начинайте собирать анамнез жизни с переходного заявления:
Сейчас, когда вы рассказали мне кое-что о своей семье, я хотел бы задать несколько вопросов о вашей жизни начиная с ее первых минут. Вам когда-нибудь рассказывали что-либо об обстоятельствах вашего рождения?
Продолжайте задавать вопросы:
Вспоминаете ли вы о своем детстве как о счастливом или как о несчастливом?
Вполне благополучные детские годы можно пройти быстро, не уделяя внимания подробностям, но о пережитых несчастьях следует получить детальные сведения. Что было не так? Как это повлияло на вашего пациента? Была ли в детстве разлука с родителями (если да, то насколько длительная и как ребенок переносил ее)? Больного с сочетанием соматических и психических симптомов расспросите о соматическом здоровье в детстве, а также об отношении к нему со стороны тех, кто ухаживал за ним во время соматического заболевания. В качестве рутинного, обязательного элемента полезно ввести в процедуру сбора такого анамнеза вопрос о перенесенных в детстве серьезных соматических заболеваниях.
Учеба
Если вы собираете подробный анамнез, то расспросите прежде о начальной школе. Насколько успешно учился ваш пациент? К чему проявлял способности? Приобрел ли друзей (если нет, спросите, дразнили ли его одноклассники; что именно было поводом для насмешек)? Как он ладил с учителями? Потом переходите к средней школе. Самый краткий анамнез учебы состоит из указания возраста поступления в школу и окончания полного образования; фиксируется также самый высокий достигнутый уровень образования. Сделайте записи о том, как были сданы государственные экзамены, поскольку эта информация особенно важна для оценки возможного органического поражения головного мозга.







Материалы

Яндекс.Метрика