ПСИХОМЕТРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ


Психологами разработаны стандартизованные тесты для оценки практически любого из возможных аспектов человеческого мышления и поведения. Хотя значительная часть этих методов исследования (например, личностные тесты) не находят применения в клинической психиатрии, многие другие с успехом используются при проведении обследования, особенно при дифференцировании пациентов с органическими заболеваниями головного мозга, с аффективными расстройствами и не имеющих психического заболевания.
Обследование больных при органических заболеваниях головного мозга
В настоящее время имеется много стандартизованных тестов для выявления нарушений функций головного мозга, возникающих при органических расстройствах. Одни из них предназначены для оценки специфических функций (например, визуально-пространственных функций теменной доли головного мозга или зрительной памяти — функции височной доли недоминантного полушария); другие являются более общими — к ним относятся тесты способностей, например таких, как те, которые оцениваются при использовании тестов уровня умственного развития. В течение периода, когда вы будете работать в психиатрической клинике, постарайтесь найти возможность понаблюдать за работой клинического психолога, который проводит некоторые из этих исследований.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
Наиболее широко используемые методы исследования умственных способностей — словарный тест (Mill Hill Vocabulary Test), прогрессивные матрицы Равена (Raven's Progressive Matrices) и векслеровская шкала интеллекта для взрослых (Wechsler Adult Intelligence Scale). Эти тесты позволяют получить значение коэффициента интеллектуального развития (IQ); при этом сумма баллов, набранных испытуемым, выражается в процентах от среднеарифметического количества баллов, полученных в выборке, которая использовалась для стандартизации теста.
Принято подразделять результаты теста, представляя их как два самостоятельных показателя IQ: один для вербальных тестов, второй — для оценки «умственной работоспособности» (т.е. для невербальных тестов).
Методы исследования умственных способностей могут служить для выявления органического заболевания головного мозга следующим образом:
1. Если при однократном исследовании получен показатель IQ, который существенно ниже прежнего уровня (предполагаемого на основании анамнеза образования и сведений о профессиональных достижениях), это указывает на возможное органическое заболевание головного мозга. Например, на такую мысль определенно наводит общий IQ, равный 100, если он обнаружен у физика — но не у продавца.
2. Если показатель IQ по результатам вербального теста намного (например, на 20 или более) выше, чем IQ, отражающий невербальные способности, следует подумать об органической патологии, потому что вербальные функции имеют тенденцию к более длительной сохранности, чем невербальные. Противоположное расхождение обычно не имеет значения. На ранней стадии органического поражения головного мозга словарный запас довольно хорошо сохраняется, поэтому его исследование иногда используют для оценки способностей в преморбидном периоде.
3. Многократное проведение исследования умственных способностей на протяжении нескольких месяцев или лет может показать прогресси-рование нарушений, и полученная таким образом картина дает гораздо более объективное и полное представление о последствиях органической церебральной патологии, чем результаты однократного исследования.







Материалы

Яндекс.Метрика