РАССТРОЙСТВА РЕЧИ И МЫШЛЕНИЯ

Мысли другого человека могут стать нам известными только через посредство речи или некоторых других форм коммуникации, например письма или жестов. Речь и мышление тесно связаны между собой; при этом мышление обычно предшествует речи, однако мысли могут оставаться невысказанными. Поэтому мы рассматриваем речь и мышление вместе.
Студентам часто бывает трудно понять сущность различия между формой и содержанием речи. Кратко и упрощенно это можно пояснить так: форма — это то, как мы разговариваем, тогда как содержание — то, что мы говорим. Например, мы можем говорить быстро и бессвязно (форма), но это никоим образом не указывает на то., говорим ли мы о погоде или о предстоящем обеде (содержание).
Темп речи
Темп речи в значительной степени различается у разных людей, так что умеренно ускоренную или замедленную речь нельзя считать патологией. Крайности в отношении этой характеристики могут сопровождаться также изменениями в громкости и количестве речи.
ЗАМЕДЛЕННАЯ РЕЧЬ
Замедленность речи (*с.288) характеризуется задержкой речи в начале высказывания, а также замедленным темпом.
МУТИЗМ
Мутизм (*с.289) — это полное отсутствие речи. Избирательный мутизм — это отсутствие речи, возникающее только в определенных условиях и исчезающее в остальных.
Количественные изменения речи возникают при депрессии и маниакальном состоянии. Обеднение разговорной речи можно иногда наблюдать при де-менции, когда больные говорят очень мало; в других случаях, наоборот, пациент иногда говорит очень много, но при этом его высказывания могут почти не содержать информации.
РЕЧЕВОЙ НАПОР
Речевой напор отражает быстрый поток идей; часто такую речь трудно прервать.
Последовательность и связность речи
Обращайте внимание, говорит ли больной нерешительно, делает ли он более длительные, чем обычно, паузы для обдумывания, связна ли его речь и соответствует ли ее содержание текущей беседе. Помните, что речь следует оценивать исходя из того, насколько она соответствует состоянию и обстоятельствам больного (который может быть озабочен жизненным кризисом), а не с точки зрения того, что представляется уместным вам как интервьюеру. Неуверенная, с запинками речь характерна для людей, находящихся в состоянии тревоги или депрессии, нерешительных или поглощенных своими заботами и проблемами. Нередко свободному течению беседы мешает ослабленный слух пациента, причем может оказаться, что ранее никто и не подозревал, что он глуховат.
Использует ли больной им же придуманные слова— неологизмы (например: «мой уизаспирален») или необычные грамматические конструкции?
Соблюдается ли в речи последовательность, при которой высказываемые одна за другой идеи логически связаны между собой и направлены к цели, поддающейся идентификации, или же речь чрезмерно обстоятельная, соскальзывающая либо разорванная? В любом случае если есть основания подозревать какое-либо расстройство, нужно записать иллюстрирующие его образцы речи дословно (вместе с вопросом, который вы перед этим задали), например так:
Когда вы поступили в больницу?
В прошлую среду, это был чудесный день для грибов. Вы любите яичницу?
Больной может говорить обстоятельно либо переходить от одной темы к другой, не преследуя при этом, по-видимому, никакой определенной цели, кроме поддержания социального контакта как такового. Это необходимо дифференцировать с разорванностью идей, при которой отмечается явное стремление к соблюдению логической последовательности, но эти попытки не достигают цели.







Материалы

Яндекс.Метрика