Интроекция

Интроекция — это противоположный проекции процесс, в результате которого взгляды, точка зрения другого человека могут внедриться в восприятие индивидом самого себя.
Больной может постоянно критиковать себя за то, что он неудачник в жизни, даже если объективно у него все получается хорошо. Его критика в свой адрес исходит из критического отношения к нему его отца, которое он в настоящее время интериоризировал: оно стало частью его восприятия себя.
Идеализация
Идеализация — механизм, под действием которого амбивалентные чувства к другому человеку могут расщепиться таким образом, что негативные чувства отрицаются либо (в некоторых случаях) интроецируются, и тогда другой человек рассматривается как совершенный. Это характерно для состояния влюбленности. Однако часто подобные явления наблюдаются также при патологической реакции горя.
Например, миссис Вудс (см. с.ПО) имела крайне амбивалентные отношения с матерью: будучи очень зависимой от нее, она никогда не могла ей угодить. После смерти матери она реагировала бессознательным использованием идеализации, так что помнила только о хороших качествах матери и о своем чувстве любви к ней. Более отрицательные чувства — гнев и возмущение — были интроецированы и приняли форму чувства вины и идей самообвинения: теперь объектом ее обвинений была уже не мать, а она сама. (Еще один пример интроекции — появление у миссис Вудс болей в груди, подобных тем, какими страдала ее мать. Здесь присутствует также защитный механизм «идентификации» — процесс, посредством которого она объединила — или «переплела» — свою собственную идентичность с идентичностью своей матери.)
Соматизация и конверсия
Слово «соматизация» может применяться как описательный термин для обозначения психического расстройства, представленного главным образом соматическими симптомами (см. с.202). Но его можно также использовать для описания защитного механизма, под влиянием которого сосредоточение внимания на соматических жалобах служит для того, чтобы увести субъекта в сторону от осознания конфликтов, вызывающих тревогу. Тесно связано с этим понятие конверсии, представляющей собой процесс, посредством которого вызванный конфликтом аффект замещается соматическим симптомом (или «превращается» в него). Идеализация обычно тоже связана с конверсией: при ее крайних формах больной заявляет, что у него нет никаких проблем, кроме соматического заболевания, и если оно излечится, то его жизнь станет совершенной во всех отношениях (поистине удивительное состояние).
Примером мог бы служить мужчина, ставший глубоким инвалидом вследствие головной боли, которая мучила его в течение трех лет. Он настаивал на том, что не может вспомнить никакого психотравмирующего события, которое произошло бы на протяжении года, предшествующего появлению у него симптомов заболевания. Однако из беседы с его женой выяснилось, что в течение этого периода он пережил тяжелую утрату, потеряв отца, брата и самого близкого друга, причем был настолько расстроен, что даже не смог присутствовать на похоронах.
Диссоциация
Диссоциация — это защитный механизм, который включает в себя расщепление сознания на два (или больше) психических процесса (которые в норме должны были бы представлять собой единое целое); в дальнейшем одна часть становится бессознательной. Считают, что расщепление бодрствующего сознания приводит к такому феномену, как диссоциативная амнезия или фуги, во время которых проявляются высокоорганизованные формы поведения, несмотря на выраженное нарушение памяти или осознанного восприятия окружающей обстановки. Диссоциация и конверсия — защитные механизмы, которые, по-видимому, должны играть ведущую роль при диссоциативном расстройстве (см. с.208), а возникающие в результате их действия симптомы описываются соответственно как «диссоциативные» и «конверсионные».







Материалы

Яндекс.Метрика