ИМЯ, АДРЕС И ЦВЕТОК

Это тесты на запоминание, непосредственное воспроизведение и кратковременную память. Объясните пациенту задание:
Я назову вам имя и адрес воображаемого человека, а также название цветка, который ему нравится. Это обычное исследование памяти, которое проводится с каждым пациентом. Я хочу, чтобы вы постарались запомнить все, что я скажу, и повторили сразу же, как только я закончу. Вот эти данные: «мистер Уильям Томсон; 118 Гамильтон Террас, Хорлтон, Манчестер 13*. Цветок — желтый нарцисс». Теперь повторите все это.
Запишите имя и адрес, названные вами больному, и его непосредственный ответ. Обратите внимание, что нужно запомнить девять единиц информации, не считая слова «мистер». При выборе имени и адреса избегайте очень распространенных имен (например, Джон Смит) или местных адресов, хорошо известных пациенту. Если больной сделал ошибку, прочитайте еще раз те же данные, и попросите повторить их снова. Продолжайте до тех пор, пока больной не повторит все точно, и зарегистрируйте количество сделанных попыток. После того как больной воспроизвел нужную информацию правильно, скажите ему:
Постарайтесь, пожалуйста, запомнить это имя и адрес — позже я опять попрошу вас назвать их.
Затем продолжайте проводить другие исследования, например памяти на отдаленные события. Через две минуты попросите больного повторить имя и адрес. На этот раз не исправляйте никаких ошибок. Еще через три минуты снова предложите повторить. Каждый раз записывайте ответы. Есть ли какие-нибудь признаки плохого запоминания? После правильного запоминания материала отмечается ли правильное его воспроизведение? Если пациент допускает ошибки, то при каждом ли повторении они одни и те же или воспроизведение через пять минут хуже, чем через две?
Если этот же тест будет проводиться неоднократно, то в дальнейшем каждый раз используйте другие имена и другие адреса, аналогичные приведенному образцу по количеству слогов, букв и по степени сложности. Большинство испытуемых могут безошибочно повторить имя и адрес немедленно после прослушивания и пять минут спустя. Три и более ошибки при повторении через пять минут дают серьезные основания предполагать клинически значимое нарушение памяти.
Долговременная память
Можно исследовать память на недавние события, расспрашивая пациента о том, что происходило в его жизни на протяжении последних нескольких дней, а также о впечатлениях за этот период; если есть возможность, задавайте вопросы, правильность ответов на которые можно проверить. Например, спросите:
Сколько времени вы находитесь в больнице? Кто вас сюда доставил?
Вы можете рассказать мне о телевизионных передачах, которые вы смотрели вчера вечером? О чем пишут в газете, которую вы читали сегодня утром?
Проверьте память на отдаленные события, задавая вопросы о некоторых фактах из биографии больного, например:
Вы можете сказать, как называлось последнее оконченное вами учебное заведение? А кто им руководил? Как его фамилия? Назовите дату вашей свадьбы.
Ответы на вопросы о событиях общего характера, происходивших в прошлом (например, датах начала и окончания второй мировой войны или именах последних пяти премьер-министров), характеризуют скорее общую эрудицию, чем состояние долговременной памяти, и зависят от интеллекта и образования в той же степени, что и от памяти. Таким образом, плохие показатели при выполнении теста могут быть обусловлены низким уровнем образования так же, как низким уровнем интеллекта или органическим поражением головного мозга. Обычно используются следующие вопросы:
Вы можете перечислить мне пять крупных городов Англии?
А названия пяти видов фруктов? Как фамилия премьер-министра? А его предшественника?
Явные признаки нарушения более долговременной памяти часто обнаруживаются в процессе сбора анамнеза. Например, в сообщаемых пациентом данных иногда раскрываются серьезные несоответствия в отношении возраста, года выхода на пенсию или даты смерти его жены.
Изолированное нарушение кратковременной памяти, выявляемое посредством приведенных выше тестов, фактически отражает недостаточность усвоения новой информации. Память на события, предшествующие началу заболевания головного мозга, остается интактной, но имеется расстройство запоминания и удержания (ретенции) нового опыта.
К нарушениям более долговременной памяти можно отнести ретроградную амнезию, т.е. потерю памяти на события, пережитые до начала заболевания головного мозга.
У больных с деменцией часто наблюдается нарушение кратковременной памяти, но при этом они, по-видимому, нередко на удивление хорошо помнят события раннего периода жизни, сообщая даже подробности. Однако не забывайте о возможности кон-фабуляций — не соответствующих действительности, вымышленных воспоминаний, которые пациент описывает в ответ на заданные ему вопросы, стремясь скрыть плохую память. По мере прогрессиро-вания деменции в конце концов нарушается даже долговременная память.







Материалы

Яндекс.Метрика