КЛИНИЧЕСКИЙ ПОДХОД К БОЛЬНОМУ

Способы ведения беседы и сбор анамнеза
Медицинское интервью должно позволять вам в течение короткого (в разумных пределах) промежутка времени получить как можно более точные сведения о болезни пациента, а также о событиях в его жизни, имеющих к ней отношение. Поскольку дорога каждая минута, нужно постараться сразу же создать такие условия, чтобы больной мог разговаривать с вами свободно. Прежде всего позаботьтесь о том, чтобы выглядеть так, как будто вы — один из членов медицинского персонала. В отделениях общего профиля сделать это довольно просто, поскольку там вы будете носить белый халат, но в других условиях — например, в психиатрическом отделении или в общеврачебной практике — особенно важно обращать внимание на свой внешний облик и манеру одеваться: вы должны произвести на пациентов (многие из них могут быть старше вас) впечатление заслуживающего доверия человека, к которому можно обратиться за помощью.
Вначале представьтесь больному и объясните цель предстоящей беседы. Продемонстрируйте любезность и внимание, спросив у больного, будет ли ему удобно поговорить с вами сейчас, устраивает ли его данное время: ответ, как правило, бывает положительным, но каждому человеку приятно чувствовать, что с его мнением считаются. Давайте представим, что вам предложили осмотреть сорокачетырехлетнюю женщину по имени миссис Вудс, направленную в больницу с острой болью за грудиной. Вы работаете с консультантом по фамилии Джонсон. Итак, приступим:
Доброе утро, миссис Вудс. Меня зовут Брайан Мэттъюз... (рукопожатие)... Я студент медицинского факультета университета, работаю с доктором Джонсоном. Он поручил мне осмотреть вас, расспросить о болезни, которая привела вас в больницу. Вам подходит это время, чтобы поговорить со мной?
В соматических отделениях следующим шагом должно быть создание обстановки некоторой конфиденциальности, уединенности, что достигается использованием штор или ширм таким образом, чтобы другие люди, находящиеся в палате, не могли услышать, о чем вам будет рассказывать пациент. Если вы можете сделать что-нибудь для того, чтобы вашему собеседнику было удобнее (например, помочь больному с ортопноэ опереться на подушки), это также продемонстрирует ему ваше внимание, а вы будете вознаграждены более полноценным анамнезом. Если есть специальный кабинет для проведения беседы, следует привести туда больного и затем — не поддаваясь искушению немедленно приступить к беседе — подождать, пока вы оба не расположитесь и пока пациент не почувствует себя более комфортно в этой обстановке.
Вы должны осознавать, что на качество вашего общения с больным влияют такие факторы, как дистанция между вами, а также ваше расположение в пространстве по отношению друг к другу. Например, врач, который во время сбора анамнеза стоит у ножного края постели больного, делает сразу три ошибки: он находится слишком далеко от больного, его взгляд направлен прямо в лицо пациенту, на которого он к тому же смотрит сверху вниз. Следует сидеть приблизительно в метре от больного, на одном с ним уровне (не выше и не ниже), устроившись таким образом, чтобы вы всегда могли посмотреть на больного, а он мог бы без труда отвести свой взгляд в сторону. В амбулаторных условиях этого обычно достигают, усаживая больного сбоку от стола врача, в то время как в больничной палате врач ставит стул возле кровати.
Начинайте с объяснения того, что вы собираетесь делать, а потом скажите, о чем вы хотели бы узнать в первую очередь. Не забудьте попросить разрешения делать записи, заверив, что конфиденциальность будет неукоснительно соблюдаться: иногда больной неохотно дает студентам информацию обо всех подробностях, касающихся его болезни, если думает, что вы можете по небрежности оставить свои заметки где-нибудь в автобусе или студенческом клубе.
Миссис Вудс, мне нужно задать довольно много вопросов, касающихся вас, но хотелось бы начать с того, чтобы попросить рассказать о болезни, которая привела вас в больницу Мне необходимо делать краткие записи во время вашего рассказа, но все заметки, которые я сделаю, останутся конфиденциальными и будут храниться вместе с остальными вашими медицинскими документами.
На самом же деле не мечтайте о том, чтобы еще и записывать что-либо. Смотрите на своего пациента, и пока слушаете первые несколько предложений, старайтесь заметить как можно больше — сколько удастся, — наблюдая за ним. Деталей, которые необходимо принимать во внимание, — множество, и в конце концов у вас сформируется способность подмечать их и формировать из них цельную картину совершенно автоматически—так же, как совершает серию сложнейших действий опытный водитель, когда он трогает с места свой автомобиль и выезжает на городскую улицу с оживленным движением. Однако это придет со временем. На первых порах вы должны анализировать получаемую при таком наблюдении информацию, вычленяя в ней определенные компоненты. Мы будем концентрировать внимание на тех особенностях невербального поведения больного, которые должны настораживать вас, поскольку могут свидетельствовать о наличии у него психических нарушений. Эти признаки называют невербальными сигналами.
Поза больного может быть поникшей, он сидит на стуле сгорбившись, словно ему на плечи давит невидимый груз; в других случаях поза может указывать на тревогу: больной настолько напряжен, что либо не опирается на спинку своего стула, либо в положении лежа держит голову приподнятой, не опуская ее на подушку. Важный ключ к оценке состояния дает рукопожатие: теплая сухая ладонь — признак здоровья, тогда как холодная и влажная говорит о тревожном перевозбуждении. Голос также несет в себе ценную информацию помимо той, о которой сообщается: монотонный, смодулированный голос свидетельствует о депрессии, напряженный, полный страдания — о боли и тревоге; измененная интенсивность и высота тона — признак гнева, а жалобные, ноющие нотки в голосе характеризуют человека, который считает, что на него всегда все шишки валятся. Больной может избегать глазного контакта с вами — иногда потому, что слишком расстроен и, возможно, испытывает противоречивые побуждения, желая поделиться своими эмоциональными проблемами и переживаниями, но в то же время не решаясь довериться; однако порой причина заключается просто в том, что он плохо себя чувствует. На ощущение внутреннего напряжения указывают определенные проявления двигательной активности — либо тремор, либо беспокойство, выражающееся в том, что пациент, например, постоянно меняет позу, поправляет одежду и т.п.
В дополнение к этим невербальным сигналам больной может в процессе беседы упомянуть о чем-то таком, что наведет на мысль о его обеспокоенности, или подавленном настроении, или о необычных переживаниях; в этом случае, разумеется, речь идет о вербальных сигналах.







Материалы

Яндекс.Метрика