Общественная наука на службе установившегося строя

Гораздо более существенным фактором отставания по сравнению с перечисленными выше является фактор, присущий самому обществу, который действовал и поныне действует наиболее эффективно, препятствуя становлению любой истинно беспристрастной общественной науки в данных условиях классового общества. История общественных наук достаточно ясно показывает, что действительные причины, которые сдерживали развитие общественных наук, были серьезными и позитивными, обусловливаемые теми, кто управлял обществом и извлекал преимущественную выгоду из его организации. На протяжении всей писаной истории человечества, а также, по - видимому, огромного периода неписаной истории было весьма опасно слишком пристально всматриваться в механику действия своего собственного общества. Правящий класс всегда был заинтересован в общей вере как членов господствующего класса, так и членов подчиненных им классов в то, что общественный строй, обеспечивающий господствующему классу его привилегии, на веки вечные установлен богом. С развитием капитализма и крушением века верований подобные санкции утратили свою силу. Например, строфа, содержащая следующие строки:
Богатый в замке своем сидит. Бедняк — у своих ворот; Кого высоко, кого пониже поставил Бог И тем упорядочил их доход — была наконец (1950) тактично исключена из «Древних и современных гимнов». Тем не менее все еще считается, что общественные и юридические формы представляют естественный порядок, основанный на неизменных законах экономики. Тщательное исследование структуры или механики действия общества может вскрыть деспотические и недопустимые черты его, которые могли бы расшевелить послушных подданных или, в более позднее время, свободных и независимых избирателей. Вот почему Платон в своем «Государстве» для простых людей умышленно создавал мифы вместо рационального объяснения (113). Вот почему в дни своего господства церковь рассматривала обязанности человека по отношению к своим соседям и власти (учение об этих обязанностях занимало тогда место общественной науки) как область теологии и исключительно как свое собственное дело. Вот почему даже теперь считают, что общественные науки не являются подходящим предметом для изучения в учебных заведениях (609).
Весьма характерно, что люди, равнодушные к занятиям общественными науками, не занимались ими потому, что полагали, будто предмет этих наук с философской или практической точки зрения не поддается исследованию. Они вовсе не считали, что трудно найти правильные ответы. Они уже знали их безо всяких утомительных поисков, с помощью научных методов. Эти ответы были либо самоочевидны, либо (когда они были слишком абсурдны для любого мыслящего человека, чтобы самому до них додуматься) представляли собой божественное откровение.
Представление об обществе, которое на протяжении веков внушалось простому человеку высокопоставленными лицами, было обычно простым и ясным. Нормы общественного поведения определялись обычаями, учреждениями и моралью, или, другими словами, принципом: делан то, что все делают, или неси наказание. Однако эти нормы ввиду заинтересованности лиц, способствовавших их закреплению, никогда не могли быть справедливыми, хотя этот факт и не признавался. Также и теория, призванная оправдывать эти нормы поведения, не могла быть истинной или научной теорией. В предыдущих разделах книги было наглядно показано, что почти на каждой ступени развития общества заинтересованные классы сдерживали развитие естественных наук и извращали их. Так как общественные науки непосредственно дают очень мало или ничего не дают материальному производству и поскольку люди несравненно больше были заинтересованы в их извращении, то неудивительно, что эти науки влачили более жалкое существование. Короче, отставание и бесплодность общественных наук происходят вследствие той обычно упускаемой из виду причины, что во всех антагонистических обществах общественные науки неизбежно являются продажными. Ни одна подлинная наука об обществе, которая не начинает с признания этого факта продажности, не может существовать. Ее также нельзя будет полностью применить до тех пор, пока не исчезнут антагонистические классы.







Материалы

Яндекс.Метрика