АКАДЕМИЧЕСКИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ В КОНЦЕ XIX И НАЧАЛЕ XX ВЕКА

В конце XIX и начале XX века основное направление академической мысли продолжало идти по пути классического либерализма, хотя к концу этого периода появляется сильное контртечение мистической и иррациональной мысли. Значительно расширили свое влияние биологические науки, в частности возникшая в то время теория эволюции, хотя на психологию оказывала влияние также и физиология, а на археологию — палеонтология. Объединение общественных и биологических наук привило общественным наукам некоторую привычку к наблюдениям и индуктивную логику и тем самым в известной степени отучило пользоваться дедуктивными выводами из начальных принципов, что было унаследовано от Аристотеля и церкви. Однако это объединение должно было также породить убеждение в том, что социология — это просто человеческая биология, которое имело столь катастрофические последствия в паше время.
Всем общественным наукам конца XIX века в отличие от общественных наук XVIII века присуща уклончивость. В данном отношении они просто отражали в научной плоскости общепринятое лицемерие культурного общества. Подобно тому как, зная о существовании многих сторон жизни, мы никогда о них не упоминаем, так и в общественных науках отсутствовали ссылки на существование классов или эксплуатации. Объяснения общественных явлений, следовало выдумать так, чтобы в этих выдумках не содержалось намеков на такие щекотливые факты, а если этого нельзя было сделать, тогда лучше уж не давать никаких объяснений.
Расширение области истории. Открытие ранних цивилизаций
В рассматриваемый нами период наиболее содержательная из всех общественных наук — история не претерпела почти никаких серьезных теоретических изменений. Тем не менее история в этот период, особенно благодаря своей вспомогательной дисциплине — археологии, настолько расширилась как в отношении рассматриваемой ею области, так и в отношении частностей, что перед ней. открылись совершенно новые горизонты. Шаг за шагом была открыта история «доисторического» прошлого. При тщательном исследовании старая хронология Библии оказалась столь же безнадежно неточной в отношении истории: человека, даже цивилизованного человека, как и в отношении истории мира, горных пород, растений и животных, открытой геологами. Были открыты древний и новый каменный век и установлена историческая последовательность развития их культуры. По дошедшим до нас документам начала изучаться писаная история ранних цивилизаций Египта и Месопотамии. Больше узнали об истории других цивилизаций — Индии, Дальнего Востока и Америки. В то же время сотни тысяч подробных данных, найденных в документах или в результате раскопок, пополнили историю классического и средневекового периода и историю Европы нового времени.
Новые исторические горизонты впервые за всю историю могли определить теперь рамки событий, благодаря которым настоящее вырастало из прошлого. Тем не менее общее истолкование этой новой картины было предпринято только такими эксцентричными историками, как Бокль или Винвуд Рид. Профессиональные историки стремились специализироваться в ограниченных областях и периодах и гордились тем, что писали «научную» историю при минимальном истолковании событий. Но изложение истории не всегда так ограничивалось.







Материалы

Яндекс.Метрика