Фрейд и психоанализ

Вторым важным вкладом венской школы в общественную науку была кажущаяся революция в психологии, произведенная психоанализом с его разоблачениями пустоты и предубеждений сознающего разума и с его акцентом на иррациональный и аморальный бессознательный ум. К концу XIX века стало ясно, что абстрактная факультетская психология различных школ непригодна ни для чего, кроме преподавания. Она по существу была аристотелевской и преднамеренно поддерживалась в таком состоянии, ибо все вопросы чувств или морали следовало предоставлять попечению организованной религии. Необходима была новая «научная» психология, которая и была, наконец, разработана Зигмундом Фрейдом (1856 — 1939) в период после 1890 года. Однако, поскольку большая часть событий в истории фрейдистской психологии и наибольшее ее влияние относятся к XX веку, было бы лучше рассмотреть ее в следующей главе.
Позитивизм и реакция
В целом тенденция, примером которой служат венская школа и подобные ей течения в Англии и Америке, заключалась в том, чтобы найти философское, психологическое и экономическое оправдание капитализму, или, как теперь предпочитают называть капитализм его приверженцы, «западной цивилизации», создающее видимость научного анализа в духе либеральной традиции. Подчеркивая в наиболее ученых выражениях иррациональность и бессмысленность, присущую вселенной, неизбежность личных предубеждений при ее объяснении и безответственность индивидуальной психики, отданной во власть ее комплексов, они внесли путаницу в попытки, направленные на контролирование и преобразование вселенной, и парализовали их. Настаивая на правах личности оставаться независимой от общества, они предоставили убежище тем, ктс> стремился оправдать свою собственную бездеятельность.







Материалы

Яндекс.Метрика