Реформация и революция

Первые реформаторы ни в коей мере не были однородной в общественном отношении группой. Вожди, подобные Лютеру и Кальвину, были связаны с князьями или с зажиточными слоями буржуазии крупных городов. Массовая поддержка реформы исходила от гораздо более мелкого люда — от ремесленников и крестьян, желавших, чтобы реформа была проведена столь же явно в этом мире, как и в том. Они стремились сочетать критику нечестивости господства папы и его слуг с критикой всей системы угнетения бедных богатыми. Это привело к восстаниям крестьян и ремесленников в Германии и Венгрии, которые после некоторых успехов, как, например, учреждение анабаптистской коммуны в Мюнстере, подавлялись с еще большей жестокостью, чем прежние восстания.
Именно в эту эпоху, в начале XVI века, начинает оформляться унаследованная частично от Платона, частично от раннего христианства идея о насаждении коммунистического государства. Наиболее знаменита в этом отношении книга гуманиста Томаса Мора «Утопия», которая дала свое имя всем подобным произведениям. Несмотря на то, что Мор был выходцем из новой высокопоставленной буржуазии, он не выносил ее жадности и искал путь к уничтожению развращающего действия богатства и власти в создании коммунистического общества. Он умер, защищая старую веру, что вполне соответствует его характеру4 - 25 Почти одновременно появилось сочинение Рабле, доктора медицины и неистового критика всякого педантизма и идеологических пережитков Средневековья, хотя это сочинение было написано совсем в ином духе. «Гаргантюа» Рабле был в то же время программой борьбы за новую гуманистическую свободу (210). Его принцип Fais се que voudra отдаленно напоминал принцип laisser - faire. За его юмором видна серьезность. Его слова: «Наука без совести — это проституирование души», хотя и предназначались для продажных гуманистов того времени, актуальны и поныне.
Гуманисты последующего периода, наученные невзгодами и разочарованиями, вызванными религиозными войнами, теряют жизнерадостный оптимизм периода расцвета эпохи Возрождения. Однако те переделки, в которых они побывали, придают их взглядам на природу общества более уравновешенный характер. Сервантес (1547 — 1616), разорившийся испанский солдат, своим «Дон Кихотом» написал эпитафию феодализму. Те же вопросы затрагиваются в пьесах Шекспира, особенно в поздних. Мишель Монтень (1533 — 1592), гасконский провинциальный дворянин, высшим государственным постом которого могла стать должность мэра города Бордо, высказал наиболее зрелые мысли о переходе к буржуазному веку. В сочинениях этих писателей можно найти больше общественной науки, чем в сочинениях всех моралистов и философов того времени. Большинство философов эпохи Возрождения, находясь в зависимости от княжеских милостей, преднамеренно и благоразумно избегало общественных проблем и сосредоточило свое внимание на борьбе отдельного человека с природой, хотя уже Бэкон и его последователи признавали, что «подобно тому, как купцам лучше путешествовать не в одиночку, так и философам лучше выступать совместно» ( 240).







Материалы

Яндекс.Метрика