Ценности как общественные творения

К области общественных наук относится не только психология. Сюда же относится исследование целой группы античных воззрений, которые мы называем философией и религией с их подразделениями: этикой, моралью и эстетикой. Так называемые вечные ценности, освященные Платоном, — добро, истина и прекрасное, — созданы обществом и не имеют никакого смысла вне общества (114). Более того, они развиваются и изменяются вместе с обществом и любая попытка закрепить их или превратить в вечные ценности представляет собой просто попытку закрепить определенные формы общества, попытку, всегда обреченную на провал.
Это не значит, что нет никаких реальных ценностей. Всякое достижение человека в понимании и улучшении своих отношений со своими ближними есть положительное достижение, столь же реальное, как и техническое достижение. Однако эти достижения воплощаются не в материальных объектах, как это имеет место в технике, а в общественных учреждениях, которые часто даже более постоянны. Существуют добрые поступки, истинные утверждения и прекрасные вещи, но они являются делами и поступками реальных людей; а ценности, которые они представляют, являются не пустыми абстракциями, а накопленным в течение веков человеческим опытом. Однако вклад творцов человеческих ценностей — поэтов, строителей и революционеров прошлого и настоящего — не потерян; он стал неотъемлемой частью общечеловеческой традиции.
Тем не менее, так как эта традиция всегда развивается и изменяется, данные ценности не могут представлять собой нечто законченное, чем должно ограничиться будущее. Добро, истина или прекрасное со временем изменяются. Новые и более сложные общества выдвигают более строгие требования, с которыми могут справиться только люди этих обществ. На протяжении всей истории в обществе происходит борьба между силами будущего, порождающими новое, с силами старого, которые стремятся задушить новое.
Великие творения человечества в области морали, науки и искусства порождаются на каждой ступени борьбы прогрессивными силами. Именно поэтому они имеют общий характер, содействуют борьбе в последующий период и вдохновляют ее. В этом смысле — и только в этом смысле — они действительно представляют собой вечные ценности. Взятые слепо, как непреложные истины, эти ценности могут быть использованы в последующие эпохи для того, чтобы задержать общественное развитие. В таком случае против них надо бороться, их надо сломить: новое вино не следует хранить в старой бочке. Только признав тот факт, что отношение к ценностям в обществе изменяется, мы сможем понять более глубокую и далеко идущую природу самих ценностей, а также плодотворно и гармонично использовать их в деле построения нового общества.







Материалы

Яндекс.Метрика