Раскол в общественной науке. Буржуазная и марксистская наука об обществе

Изображение истории общества в Западной Европе с точки зрения классовой борьбы было столь чуждо академической мысли и столь мало привлекательно для тех сил, которые контролируют университеты, что неудивительно, что для его проникновения в официальные общественные науки потребовалось более столетия. Даже сегодня в странах «свободы» и «демократии» марксизм официально преподается в тех очень немногих местах, где он вообще преподается, антимарксистами, хотя, следует добавить, что огромная доля усилий экономистов и социологов от официальной науки уходит на попытки «обличения» ошибок марксизма.
Со времени появления «Манифеста Коммунистической партии» фактически существуют две различные соперничающие тенденции в общественной мысли. Несмотря на отсутствие вполне оформившейся буржуазной общественной науки, все разновидности общественных теорий, от грубого индивидуализма, проповедуемого в Соединенных Штатах, до идеализма социал - демократов, объединяются на общей основе таких общественных притязаний, которые делают эти теории, несмотря на их частные разногласия, посуществу приемлемыми для существующей власти. И это действительно так, ибо все сторонники этих теорий сходятся на том, что капитализм является наиболее подходящим базисом общества и что он будет существовать вечно или в течение очень длительного времени. Они все согласны в том, что капитализм при всех своих недостатках превосходит тот тип социализма, который, по их представлениям, развивается в России и ныне распространяется на все большее число районов Европы и Азии. Признание необходимости существования капитализма, или в неизменном, или в слегка преобразованном виде — в виде «благотворительного государства», вот что характеризует все идеалистические и антиисторические теории общества. Эти теории крайне далеки от науки и, во всяком случае, принесли весьма мало пользы для руководства жизнью капиталистического мира.
Производительные силы и производственные отношения
Марксистская общественная наука, наоборот, прежде всего является материалистической и исторической наукой, и она ценна своим широким социальным экспериментированием. Она берет каждый тип организации общества, включая капитализм, просто как одну из исторических ступеней в последовательных экономических фазах использования материальных естественных ресурсов для материальных нужд человека. В любой период форма общества ограничивается главным образом техническим уровнем развития производства, производительными силами, воплотившимися в действительных материальных средствах производства. Например, современное фабричное производство требует гораздо более развитой организации общества, чем охота на кенгуру. Использование средств производства зависит от существующих производственных отношений — между продавцом и покупателем, хозяином и работником, — отношений, соответствующих средствам производства.
В действительной практике всегда существовало временное отставание данных производственных отношений, которые в большинстве случаев относились к средствам производства более раннего периода, от используемых производительных сил. Это временное отставание производственных отношений отражает противоречие между классами общества, являющееся основной движущей силой общественных изменений. Победа класса, который может установить производственные отношения, более соответствующие существующим производительным силам, поднимает общество на более высокую ступень развития, а также способствует дальнейшим быстрым усовершенствованиям средств производства. Эти усовершенствования, чрезвычайно ускоренные благодаря науке в течение последних двух столетий, представляли собой фактор, порождающий общественную неустойчивость, но они не могли сами по себе служить причиной общественных изменении, которые всегда должны иметь своей движущей силой человека.
Производительные силы и производственные отношения с марксистской точки зрения не охватывают собой всю общественную реальность. Каждый новый класс в самой борьбе за утверждение себя как класса вступает в противоречие с идеями, привычками, обычаями и законами старого господствующего класса, являющимися частями идеологической надстройки, — средствами, с помощью котсрых господствующий класс поддерживает свое господство. Для того чтобы обеспечить себе победу, новый класс должен выковать новую, иную идеологию, которая даст ему знание и вдохновит на завоевание власти и которая, когда эта власть завоевана, становится господствующей идеологией на новой ступени общественного развития. Так, как мы уже видели, индивидуалистическая идеология, возникшая на последних ступенях развития феодализма, помогла буржуазии завоевать власть и стала краеугольным камнем либерализма, от имени которого она защищает привилегированное положение частной собственности.







Материалы

Яндекс.Метрика