Спонтанное изменение в обществе и природе

Теперь мы начинаем усваивать, что исторический аспект, крайне важный в общественных науках, играет большую роль и в биологических науках, где мы называем его эволюцией, и даже в физических науках (540). Вся совокупность естественных наук имеет гораздо больше общего с общественными науками, чем мы думали раньше, и очень во многом, хотя и не столь очевидно, как общественные науки, она контролируется господствующими классами различных обществ, способствующими развитию науки и оказывающими на нее свое влияние. В этом отношении общественные науки также вносят свой вклад в дело развития всех остальных наук. В обществе, и только в обществе, мы без труда можем неоднократно наблюдать действие реально спонтанных изменений, то есть изменений, возникающих внутри самой системы, а не просто вследствие воздействия на нее внешних влияний. Снова и снова в ходе истории даже в наше время повторяются такие изменения, или революции, причем они поддаются изучению. Правда, раньше из - за недостатков в объяснениях этим изменениям часто приписывалось тривиальное или сверхъестественное происхождение, однако с ростом познания общества становилось все более очевидным, что они порождаются внутренними конфликтами.
Именно наблюдение за общественными изменениями в период серьезных преобразований середины XIX века привело Маркса, как мы увидим ниже (557), к пониманию по существу диалектического характера спонтанных изменений в обществе.
Место общественных наук в науке вообще
По принятой системе классификации наук общественные науки помещаются в самом конце ряда, начинающегося с математики и идущего через физику и химию к биологии животных, к биологии человека, к психологии и, наконец, к социологии. Согласно этой точке зрения, научное познание начинается с точных наук и кончается общественными науками. В действительности такая расстановка наук маскирует и извращает отношение человека к обществу. Вся эта схема, по существу религиозного происхождения, подобна тем, которые рассматривают происхождение человека и возникновение общественного строя как божественные установления, а не как естественное саморазвитие из животного состояния. Первоначальное оформление человеческих обществ благодаря совместному труду, развитию языка и передаваемым из поколения в поколение навыкам к труду помогло создать психологию человека в том виде, в каком мы ее знаем, и коренным образом изменило ее материальную основу — мозг и тело человека. Известные стороны психологии — изучение таких способностей, которые общи человеку и животным, вроде остроты слуха или механизма образования представлений в мозгу, — по существу являются частью биологии (499).
Тем не менее психология в основном имеет дело с таким человеком, каким его создало общество. Ибо специфической чертой человечества в целом, отличающей его от всех необщественных видов животных, является постоянство и непрерывность общественной интеграции. Даже наиболее сложные общества животных не имеют ничего такого, что приближалось бы к практике воспитания и традиций, которую мы находим в самых первобытных человеческих группах. Человек, строго говоря, не может существовать вне общества. Каждый из нас с самого момента своего рождения проходит сложную систему так называемого «воспитания» («bringing up») с бесчисленными традиционными действиями и ответными реакциями, установленными и закрепленными обычаем на каждой ступени человеческой жизни от колыбели до могилы, — то и другое в данном случае дело общества. В самом подлинном смысле слова человек — это цивилизовавшее само себя животное (48). Все, что мы называем «естественным» или «человеческой природой», целиком является продуктом общественных условий жизни человека. Когда мы говорим, что эти условия неизменны, что существует такая вещь, как не подверженная изменениям человеческая природа, то мы либо повторяем неправильное утверждение о неизменности общества самого по себе, либо выражаем пожелание — довольно искренне разделяемое некоторыми людьми, — чтобы общество вообще не изменялось. Психология человека, его желания, страхи, слабости и добродетели представляют собой часть этого самостоятельно существующего общественного уклада, который постоянно изменяется и все - таки сохраняет неразрывную связь с укладами более ранних времен. Общественные науки не образуют некую группу обособленных учений, а являются единым исследованием единого развивающегося общества, сколько бы ни было его разветвлений и как бы они ни различались между собой.







Материалы

Яндекс.Метрика