Французская революция. «Права человека»

Если философская критика, предшествовавшая американской и французской революциям, смогла поколебать веру в образованном обществе, то революция смогла донести эту критику до народных масс. Томас Пэйн (1737 — 1809), выходец из новой Америки, в «Правах человека» подверг критике все концепции упорядоченной цивилизации XVIII века от Локка до Эдмунда Берка, объявив ее бесчестной и тираническойв137вв. Сама идея о том, что люди просто как люди, а не благодаря чину и богатству имеют права, которые следует уважать, была новой и потрясающей идеей даже тогда, когда она провозглашалась только в салонах.
Роберт Берне, один из первых выходцев из народа, ставший великим поэтом, прекрасно выразил это в следующих словах: «Чин — всего лишь деньги, а человек и без них — человек». Дальнейший вывод о том, что всякие другие права являются деспотическими и должны в конечном счете уступить место правам простых людей, как это продемонстрировали улицы, был сделан самой революцией.
Однако после осуществления целей подлинных вдохновителей французской революции, которая в своей разрушительной фазе неизбежно была народной, ее характер изменился. Буржуазные поборники революции были озабочены тем, чтобы отстоять от черни право частной собственности, — включая частную собственность на рабов в Америке, — подобно тому как в свое время они были озабочены тем, чтобы отстоять эту собственность от короля. Большинство политических мыслителей придерживалось тех же убеждений, хотя Бабеф (1760 — 1797) во Франции имел смелость провозгласить освобождение человека как от политических, так и от экономических уз и был впоследствии казнен. До того времени трудящиеся классы игнорировались в официальной социологии, исключая те случаи, когда их рассматривали как удобные единицы для сельскохозяйственного производства или как рабочие руки для мануфактурного производства. В то время они действительно были слишком слабы и неорганизованны, чтобы серьезно претендовать на власть.
В Англии конца XVIII века крупная буржуазия уже обеспечила себе власть, а промышленная революция увеличила ее могущество. У этой буржуазии не было никаких оснований для расширения области свободы, но было много причин для того, чтобы ограничить ее. Однако среди низших слоев фабрикантов и ремесленников уже начиналось движение протеста. Французская революция — и даже господство Наполеона, начисто выметавшее реакцию в Европе, — пробудила симпатии народа, и потребовались жестокие репрессии, чтобы подавить эти симпатии. Французская революция оказала глубокое влияние на интеллигенцию — как на философов типа Годвина, так и на поэтов типа Шелли, Блейка, Байрона. Даже забытый вождь Уордсуорд писал в своей «Прелюдии»:
Европа в этот час смеялась, трепеща, И Франция достигла верха славы. Казалось, человечество переродилось... Блаженство на заре сей быть живым. Но настоящий рай — быть юным!







Материалы

Яндекс.Метрика