ОБЩЕСТВЕННАЯ НАУКА В ВЕК ФЕОДАЛИЗМА

Общественная наука и ранняя церковь
Однако после ликвидации Римской империи место римского права и порядка могла занять лишь иная и вместе с тем родственная система общественной мысли. Как мы видели (151), крушение классических, главным образом средиземноморских, цивилизаций совпало с возникновением организованной религии — по существу нового явления в человеческой истории. Это была прежде всего более демократическая система, основывающаяся на религиозном братстве верующих. Образчиком является еврейская синагога, первоначально представлявшая собой место сбора участников движения сопротивления, усматривавших в ее законах и ритуалах средство защиты от власти чужеземных правителей. Хотя раннехристианские церковные общины и возникли как продолжение революционных и коммунистических традиций их основателей, они должны были создать социальную философию из тех элементов, с которыми им пришлось иметь дело и которые большей частью были еврейского или греческого происхождения. Необходимость защищать христианство как от идейных, так и от физических преследований язычников вынуждала отдельные религиозные братства унифицировать свою веру по мере укрепления своей организации, хотя ересь и схизма всегда препятствовали им выступить единым фронтом. Когда вследствие экономического краха и нашествия варваров императорская власть и мирская культура пришли в полный упадок в Западной римской империи, церковь смогла организованно перенять эту культуру и упорядочить и контролировать почти все стороны общественной жизни.
Где не произошло такого краха, как, например, в Восточной римской империи, там ни христианская церковь, ни ее преемник в Азии и Африке — мусульманская вера — так и не получили подобной централизованной организации и не смогли стать такой же политической силой. Тем не менее даже в этих странах, а также в Индии и Китае религии имели тенденцию к организации, хотя на более узкой и местной основе. В мусульманских странах благодаря учреждению университетов (медресе), вначале бывших учебными заведениями при мечетях, была достигнута большая согласованность между ортодоксальной доктриной и правом. Буддизм создал свою собственную монашескую организацию в лице лам, благодаря которой он распространился в большинстве стран Восточной Азии. Однако только в таких отсталых районах, как Тибет и Монголия, это привело к установлению религиозной иерархии, столь же могущественной, как и папская иерархия. Брахманизм остался наименее организованной религией без определенного закрепления веры и культа; тем не менее благодаря учреждению касты сельских и родовых священников и касты паломников он сохранил удивительно устойчивые образцы культуры в своей собственной стране, хотя по тем же причинам ему не удалось распространиться за границу.







Материалы

Яндекс.Метрика