ПРОСВЕЩЕНИЕ И РЕВОЛЮЦИЯ

Ньютон и Локк
В XVIII веко, политическая и экономическая теории становятся главными общественными науками. С развитием этих теорий физические и общественные науки вновь тесно смыкаются друг с другом. Джон Локк (1632 — 1704) — друг Ньютона, ученый и доктор - практик — обратился к новым научным идеям, чтобы оправдать самый тип компромиссного правительства, созданного славной революцией 1688 года. Это правительство фактически передало всю власть городским купцам и земельной аристократии, которые совместно образовали новый зажиточный буржуазный класс. Этот класс хотел всего лишь обезопасить себя от деспотического вмешательства короля и от узурпации снизу и мог управлять законными гражданскими средствами до тех пор, пока мог создавать и применять законы. Локк принял участие в основании Совета торговли в 1696 году (впоследствии Министерство торговли), представлявшего собой первую организованную попытку применить новые математические методы к общественным делам. Было крайне полезно открыть, что вся вселенная движется по вечным законам и что при хорошей конституции не будет причин для каких - либо новых изменений.
«Исследование о природе и причинах богатства народов»
Превосходство английской конституции было также негативно выявлено путем изучения экономики. Многие писатели XVIII века интересовались экономическими вопросами'. Давид Юм (1711 — 1776), основоположник школы скептицизма и агностицизма в философии, вполне определенно поддерживал новые учреждения капитализма. Большое значение он придавал конкуренции между купцами для понижения прибылей и ставки процента, что, по его мнению, способствовало дальнейшему росту торговли. Юм также понимал, каким образом увеличение запаса денег понижает реальную заработную плату, поддерживая в то же время прибыли на высоком уровне. Мандевиль (1670 — 1733) в своей «Басне о пчелах» высказал предположение, что благосостояние общества, возможно, является следствием пороков и расточительности богатых.
Либеральная политическая экономия, как серьезное исследование, начинается лишь с Адама Смита, относившегося к группе шотландских интеллигентов, деятельность которых протекала в условиях превращения Шотландии из нищей, отсталой аграрной страны в промышленный центр (293). На Адама Смита оказало воздействие процветание Англии, явившееся, как он видел, следствием стихийного и неорганизованного роста мануфактурного производства, которое непосредственно предшествовало промышленной революции (284). Он рассматривал это развитие как результат разделения труда в промышленности и свободы обмена товаров и фабрикатов. В то же время Смит не мог не заметить тех препятствий, которые ставили правительственные ограничения как мануфактурному производству, так и торговле. В частности, в преобладавшей системе меркантилизма, монополизировавшей колониальную торговлю в интересах немногих богатых купцов, он видел наиболее серьезного врага свободному развитию новых сил4 - 3. Для обоснования этих взглядов Адам Смит решил подвергнуть анализу весь производственно - распределительный механизм общества и изложил его результаты в своем «Исследовании о природе и причинах богатства народов» (1776). Эта книга, ставшая с тех пор, как ее впервые опубликовали, библией нового промышленного капитализма, является одним из великих синтетических общественных заветов, сравнимым с «Summa Theologica» Фомы Аквинского и превзойденным лишь «Капиталом» Карла Маркса. Однако книга Адама Смита значительно уже по своему размаху и намерениям, чем оба эти произведения. В ней говорится главным образом о новом типе существа, экономическом человеке, живущем благодаря труду и обмену своих продуктов с другими членами общества всегда на самых выгодных условиях. Адам Смит разъясняет, как в прошлом эта деятельность всегда ограничивалась древними обычаями, феодальными привилегиями или меркантилистским регулированием. В своем новом просвещенном веке он увидел наконец возможность достижения естественного устройства общества, при котором человек сможет вести свои дела, не будучи связанным какими - либо ограничениями. Это должно привести к самым лучшим последствиям, так как по законам экономики преследование собственных целей, ни в коем случае не являющееся действительным преступлением, могло иметь своим результатом только максимальное удовлетворение потребностей всех. Для законодательного вмешательства в этот процесс не было никакой необходимости; в самом деле, такое вмешательство почти всегда приносило вред, ибо разве человеком не «руководит невидимая рука, направляющая его к цели, которая не была частью его намерений»?
Для Адама Смита и его последователей экономика laisser - faire была естественным устройством, сменившим божественное провидение или мудрость князей. Эта доктрина, несмотря но свои недостатки, которые мы только теперь очень хорошо понимаем, и выведенные из нее ужасные следствия, была в свое время великим и освобождающим учением. Адам Смит не только провозгласил эту доктрину; стремясь доказать правильность этой доктрины, он заложил в области экономической мысли ОСНОВЫ логического метода, пережившего те выводы, которые сам Адам Смит извлек из него.







Материалы

Яндекс.Метрика