Железные законы экономики

К середине XIX столетия общественные науки, прочно основавшись на утилитарной логике и опираясь на успехи бизнеса, казалось, оформились окончательно. Либерализм и свободная торговля одержали победу, а «прогресс» в том же направлении казался обеспеченным. Тем не менее вряд ли кто отрицал нарастание беспокойства, чувства того, что со всей системой творится что - то весьма неладное. «Унылая наука» экономики, очевидно, имела своей целью оправдать существовавшее положение вещей, оправдать его в то время, как для беднейших классов, для всех, кроме преуспевающих фабрикантов, было очевидно, что далеко не все обстоит благополучно. В]богатейшей промышленной стране мира, в наиболее процветающем торговом центре, в стране, которая была гордостью века, царили голод и эпидемии5 - 30, и повсюду в небывалых размерах росли невежество и социальная необеспеченность. Все это надо было объяснить и оправдать; для человеческих чувств не оставалось места; их место должны были вытеснить безжалостные и неотвратимые законы. Экономические учения, логика и психология середины XIX века были соответственно построены как пустое подражание физическим наукам и стояли в стороне от действительной жизни.
Религия и реакция
Даже религия понадобилась для того, чтобы обеспечить оправдание капитализма, когда доводы разума, оправдывающие его существование, оказались недостаточными. После Французской революции наблюдался преднамеренный возврат к религии для нейтрализации скептицизма деистов XVIII века53' - 38, распространение которого оказалось столь опасным для законов и порядка. Богачи вновь начинают посещать церковь, а некоторые из них — даже заигрывать с католической обрядностью. Методисты и другие евангелические течения удовлетворяли эмоции людей и кое - что делали для того, чтобы отвести критику, шедшую со стороны наименее зажиточных слоев средней буржуазии и благопристойных бедняков в адрес религии, хотя «диссидентская совесть»* часто оказывала поддержку радикалам. Однако религии было запрещено оказывать серьезное влияние на трезвый ум и здравый смысл среднего буржуа или серьезно вмешиваться в его дела. Не совсем верно было бы сказать, как шутили об этом неверующие, что религия строго соблюдалась только по воскресеньям; скорее в религии искали библейских оправданий для воздержанности и бережливости, а также для материальных вознаграждений, выпадавших на долю тех, кто был воздержан и бережлив. Хотя эта точка зрения была господствующей и официальной, однако далеко не все выступали в пользу этих принципов и смирения.







Материалы

Яндекс.Метрика