Влияние дарвинизма; эволюция; биологизм

В конце XIX века во всех областях общественных исследований путем аналогий с эволюционной биологией, опирающейся на огромный престиж Дарвина, было найдено идейное оправдание уклонению от исторических описаний и от необходимости делать соответствующие времени выводы. Хотя вначале это подействовало и освобождающе, опровергая идею о вечности установившегося устройства общества, такое оправдание повлекло за собой иные ошибки, которые способствовали путанице и бесплодию всех общественных исследований. Подобно тому как в XVII веке над социальной мыслью господствовала физика Ньютона с ее естественными математическими законами, так и в конце XIX века для объяснения всех изменений нужно было взывать к биологическим законам эволюции.
Не впервые общественные теории обращались к биологии. Так, в XVII и XVIII веках устройство природы восхвалялось как пример божественного деяния и люди должны были руководствоваться им в своей собственной общественной жизни41216 - °. Однако тогда думали, что реальный мир так же устроен и столь же статичен, как и мир небесный. Ранняя биология использовалась в целях защиты картины устройства природы, созданной раз и навсегда богом. Знаменитый довод Пейли (1743 — 1805) о страже представлял собой почти последнюю форму этой оправдывающей общество биологии.
Что касается эволюции, то здесь дело обстояло совершенно иначе. Эволюция не была чем - то статичным; это был процесс, происходивший все время, процесс, изменявший мир, и изменявший его способом, доступным пониманию людей XIX века. Эволюция влекла за собой конкуренцию и вела к прогрессу. В XIX столетии не поняли или, по крайней мере, не приняли (за исключением анархистов вроде Кропоткина [1842 — 1921] или чудаков вроде Сэмюэля Батлера11835 — 1921 ]) того, что в эволюции люди видят общественную практику капитализма в отношении человеческих существ, отражающуюся у них в виде научной теории о животных и растениях в царстве природы.







Материалы

Яндекс.Метрика