Общественные изменения порождают общественную науку

Нельзя сказать, что общественная наука вообще невозможна в антагонистическом обществе — она может появиться в нем, но лишь благодаря его изменениям. На первый взгляд, сохранение обычая без рассуждений принимать все так, как оно есть, может показаться достаточным, чтобы предотвратить общественные изменения. Однако в этом случае не принимают во внимание эволюцию самих обществ под влиянием и вследствие роста новых производительных сил и соответствующих им производственных отношений. Общества время от времени раздираются борьбой между представителями старых господствующих классов, пытающимися сохранить существующие производственные отношения, и представителями новых мятежных классов, которые волей - неволей должны пытаться разрушить эти отношения, мешающие им использовать новые производительные силы. Главным содержанием человеческой истории была последовательная смена сконцентрированной экономической и социальной напряженности быстрой ее разрядкой; именно в эти периоды разрядки, или периоды революции, проверялись и переделывались теории о природе общества.
Религия и общественная борьба
Великие мировые религии возникли в ранних цивилизациях в эпоху смут и беспорядков, причем вопросы, на которые они пытались ответить, были главным образом животрепещущими общественными вопросами (101). Конфуций и Лао - цзы; Гаутама и Махавира; Заратуштра, древнееврейские пророки, Христос и Магомет — все они действовали во времена великих экономических и общественных преобразований. Они подвергали уничтожающей критике существовавшее в то время общество и последовательно создавали новые системы прав и обязанностей человека. Правда, эти системы выражались в религиозной форме, а реформаторы часто претендовали на восстановление справедливых и прочных отношений прошлых времен. Однако в общественной жизни нет пути назад, и великие религиозные реформаторы превращались, помимо своей воли, в общественных новаторов. В качестве таковых они становились основателями общественной науки в той же мере, в какой натурфилософы Египта, Вавилона и Греции были основателями физической науки.
Новые общественные взгляды, новые виды идеологии не просто возникли из борьбы критических периодов; они сами явились могучим оружием в деле преобразований общества и установления нового строя. Теория общества никогда не бывает пассивной догмой: она всегда либо активно поддерживает общественную систему, либо разрушает ее. Великое буржуазное освободительное движение против оков феодализма — Ренессанс, Реформация, восстания и революции XVI, XVII, XVIII столетий — происходило в то время, когда колебались самые основы общества. В этот период, на первых порах еще не выходя за рамки религии, начало ощущаться влияние новых естественных наук и, можно сказать, зародилась общественная наука как определенная научная дисциплина. Именно в это время впервые оформилась всеобъемлющая, хотя и недостаточно точно определенная, доктрина либерального индивидуализма, которой суждено было стать господствующей доктриной в идеологии капитализма.
В XIX веке, когда рабочий класс от имени социализма бросил вызов капиталистическому устройству общества, начался новый цикл общественной критики и понимания. С тех пор эта критика нарастала, понимание увеличивалось и достигло наивысшей точки в паше время — в период невиданных преобразований и напряженности. Никогда еще область общественных наук — сама структура общества, а также права и обязанности каждой личности в обществе — не была предметом таких скрупулезных и страстных споров.
Однако между этими периодами напряженности происходит закрепление привилегий и вместе с тем постепенное замораживание общественной науки как религиозной и политической ортодоксии. Это ведет к уклонению от социальных исследований из - за боязни, что такое исследование может стать основой для дальнейших общественных преобразований. В наш век можно наблюдать как консервативные тенденции, так и тенденции к преобразованию. В орбите так называемой «западной цивилизации», то есть в капиталистических странах по обе стороны Атлантического океана, мы можем наблюдать последнюю стадию общего подавления и мистификации учения об обществе. Настойчиво утверждается, что изучение общества — это область чистой и объективной науки, совершенно оторванной от непосредственного участия в общественных преобразованиях. Хотя это и позволяет отнести общественные науки к категории респектабельных физических и естественных наук, в то же время такое отношение к общественным наукам отнимает у них возможность экспериментальной проверки — единственного средства падежного прогресса. Общественная наука становится средоточием безвредных банальностей да бессвязных эмпирических дополнений. К общественным наукам взывают лишь там, где они должны оправдать существующий строй либо прямо — указывая на гармоничность, присущую данной общественной системе, либо косвенно — указывая как на невозможность, так и на безнравственность любой попытки преобразовать эту систему.
Тем временем не только в социалистической части мира — в Советском Союзе, странах народной демократии и Китае, — но и повсюду, где люди сообща выступают против гнета антагонистического общества и борются с ним, возник новый тип общественной науки. Эта наука начинает с другого: она является практической общественной наукой, с помощью которой сами люди изменяют свои общественные отношения вместе со своей материальной средой и в то же время вскрывают принципы и механику действия общества. Такова первая цельная общественная наука, ибо здесь так же, как и в других науках, прочная основа человеческого знания может быть заложена только благодаря практике и возникнуть она может также только из практики.







Материалы

Яндекс.Метрика