Пролегомены Ибн - Хальдуна

Общественные науки мусульман испытывали большие затруднения, пытаясь примирить Коран со сложной жизнью покоренных городов (160, 171). Большинство исламистских философов рассматривали общественные вопросы, находясь под влиянием идей Платона и Аристотеля. Весьма оригинальный вклад сделал Ибн - Хальдун (162), который предпослал своему трактату по истории теорию экономически определяемого общественного развития, предвосхищая Вико и Маркса.
Социология схоластов
Великие средневековые схоластические диспуты велись в основном по общественным вопросам, в частности по вопросам правления, как, например, о' соответственных сферах власти папы и императора. «Summa Theologica* Фомы Аквинского характеризует справедливое общество, согласующееся со св. писанием и разумом (178), в то время как Данте в своей «Божественной комедии» и «Монархии» изображает это мировоззрение как отражение бурной жизни итальянских городов.
Общая концепция святого и поэта гармонировала с целостным и иерархическим обществом, столь прекрасно созданным, что оно казалось естественным, части которого были взаимосвязаны и каждый член его занимал положенное ему место. Это был, по существу, аристотелизм на христианский манер. Земной общественный мир во всех отношениях соответствовал великому небесному миру
(227). Ангелы соответствующего ранга, подобно отдельным людям, занимали свое место и управляли звездными сферами. Очевидно, что эта система была также неизменна и долговечна, подчиняясь лишь воле бога. Она сотворена богом и будет существовать до тех пор, пока не раздастся последний трубный звук и навсегда закрепится небесная иерархия.
Ересь и общественная критика
Этот идеал не долго соответствовал действительности, если он когда - либо ей соответствовал. Церковь стремилась накопить богатства и стать крупнейшим феодальным институтом. Критика религиозной веры во многом облегчалась тем, что она была связана с критикой нехристианского поведения духовенства, с критикой эксплуатации духовенством крестьян и мелкой буржуазии городов. Еретики стремились тем или иным способом вернуться назад, к раннекоммуни - стическому христианству с характерной для него сильной примесью библейских пророчеств. Вначале ересь ограничивалась экономически развитыми районами Средиземноморья и легко подавлялась крестовыми походами и инквизицией. Во время позднего Средневековья, в период крестьянских восстаний в Англии и Франции и в начале успешного восстания гуситов в Чехословакии их подавление оказалось гораздо более трудной н, в конечном итоге, безнадежной задачей. Несмотря на свои религиозные формулировки, все эти еретические взгляды первоначально основывались на критике несправедливости классового строя феодальной Европы, но они не могли сломить этого строя, ибо в них не содержалось ничего существенно отличающегося от этого строя, чем можно было бы заменить его; для этого нужно было действие более могущественных экономических сил.







Материалы

Яндекс.Метрика