Протест радикалов и романтиков

Поэты, писатели и художники действительно выступали в своих произведениях против новых уродливых явлений капитализма XIX века; глядя на эти уродства, они не могли не заметить, с одной стороны, определявшие их ужас и нищету, а с другой, — увековечивавшие их самодовольство и жадность. В период революции Блейк, Байрон и Шелли подняли свой голос против тирании и гнетущей бедности. Впоследствии, когда капитализм упрочился, казалось, на веки вечные, такие писатели, как Диккенс, г - жа Гаскелл, Джордж Элиот и даже Бенджамин Дизраэли, подвергли беспощадной критике его проявления, но они не могли ничего предложить взамен. Такие критики, как Карлейль и Рескин, пытались найти истоки бедственного положения при капитализме и средства для его излечения; однако, и не понимая и не желая понять, каким образом довести свое исследованиедо анализа классовой основы общества и его имущественных отношений, они стремились найти решение этого вопроса, обратившись к прошлому, к эпохе героев, или к веку веры — к чему угодно, только не к торгашеству, не к индустриализму своего времени.
Роберт Оуэн
Более действенной была критика уэльского радикала Роберта Оуэна (1771 — 1858), ибо он стоял ближе к народу. Один из недоброжелателей9141 Оуэна охарактеризовал его как человека, «который разбогател благодаря капитализму и здравому смыслу и промотал свое состояние благодаря коммунизму и сумасшествию». Роберт Оуэн безо всякой посторонней помощи к двадцатилетнему возрасту был уже богатым фабрикантом и на примере своей фабрики в Нью - Ленарке, где он учредил систему образования и социального обеспечения, практически показал, что рабство и нищета в хлопчатобумажной промышленности вовсе не обязательны для хорошего ведения дел.
Роберт Оуэн имел скорее конструктивный и экономический, чем политический, склад ума. Он один из первых признал, что новое машинное производство при правильном его использовании может обеспечить благосостояние всех людей. Однако, подобно многим либеральным идеалистам, он верил, что для проведения реформ нужно доказать богатым и власть имущим, что в их интересах принять справедливую общественную систему и даже содействовать ее утверждению. Попытки Оуэна обеспечить деятельность самих рабочих всегда наталкивались на боязнь встревожить господствующие классы. Оуэн ставил своей целью создать кооперативное содружество, которое он назвал новым нравственным миром, где производство должно быть организовано без деления на капиталистов и рабочих. Впервые Оуэн попытался установить такое содружество в свободном Новом Свете, однако колония «Новая гармония», созданная им в 1825 году в Индиане, просуществовала едва три года, а ее крах поглотил значительную часть его состояния. Не останавливаясь на этом, Оуэн возвращается в Англию и отдает оставшиеся у него деньги и энергию делу профсоюзного движения, которое тогда только - только становилось легальным. В 1833 году Оуэн преобразовывает Профсоюз строительных рабочих в Национальную гильдию строительных рабочих, ставившую своей целью упразднить подрядчиков.
В следующем году его аппетиты еще более разгораются и он создает Великий национальный объединенный союз производств, который через несколько месяцев был разгромлен соединенными усилиями правительства и владельцев. В конце концов кооперативные мероприятия оказались наиболее жизненными. Сам Оуэн предпочитал производственные кооперативы, однако кооперативы пустили корни именно в области распределения. Первым просуществовавшим долгое время торговым кооперативом, хотя его ни в коем случае нельзя считать впервые основанным, был торговый кооператив рочдельскнх поселенцев, созданный в 1844 году. Несмотря на свои материальные успехи и на то, что эти кооперативы в известной степени защищали бедняков от чрезмерных цен, они не могли воспрепятствовать эксплуатации, присущей системе прибылей, и даже в наш век, когда кооперативы достигли своего наибольшего размаха, кооперативные общества смогли охватить не более 10 процентов розничной торговли.
Кооперативное движение, со временем ставшее более зрелым, служит примером способности рабочего класса создавать свои собственные организации и управлять ими. Общественные последствия промышленной революции наиболее глубоко могли понять только те, кто был ее жертвой, — радикалы и чартисты, в большинстве своем выходцы из рядов мелких торговцев и ремесленников. Такие люди, как Джон Грей (1798 — 1850) и Фрэнсис Брей (1809 — 1895), довели рассуждения утилитаристов и Оуэна до их логического вывода о создании социалистического государства, где все будут производителями богатства. Несколько отличается от них Томас Годскин (1783 — 1869), действительный основатель лондонского Института механики (впоследствии Биркбек - кол - ледж). Его критика была гораздо глубже, ибо в ликвидации капиталистов он видел единственный выход из того положения, при котором рабочий класс постоянно нищает.
Эти люди не довольствовались анализом и критикой общественного устройства, они пытались изменить его с тем, чтобы завоевать политические и экономические свободы, обеспечить легальную деятельность профсоюзов и на место ограниченных завоеваний Билля о реформе поставить народную демократию Хартии*.
К середине XIX века стало очевидно, что они ведут борьбу и страдают понапрасну. Капиталисты прочнее прежнего удерживали свое положение. Правда, отдельные проявления несправедливости были несколько смягчены — некоторые крохи нового торгашеского процветания выпали на долю рабочих, — однако основная несправедливость эксплуатации осталась. Тем не менее английские предшественники социализма, как бы ни были утопичны их цели, оставили прогрессивному движению свой богатый опыт и энтузиазм, явившийся неизменной ценностью человечества.
Французский социализм
Положение рабочих во Франции, несмотря на всю их революционную историю, было не лучше положения английских рабочих. Когда исчезли непосредственные последствия клерикальной реакции, вместо них началось циничное господство богатства, изображенное в бессмертных произведениях Бальзака и Дюма. Революция 1830 года принесла французскому народу столь же незначительное освобождение, как и Билльо реформе 1832 года принес их английским братьям. Тем не менее революционные традиции во Франции в то время все еще вызывали живое и разумное обсуждение общественных и экономических вопросов. Полусумасшедший аристократ Сен - Симон и практически мыслящий Франсуа - Мари - Шарль Фурье, основатель европейского кооперативного движения, рассуждали более отвлеченно и более систематично, чем английские филантропы и радикалы. Они определили раз и навсегда характер и организацию нового общества, воплощающего в себе идеалы общественной справедливости и свободы. Они верили, что раз люди поняли, что новая форма общества — социализм (слово «социализм» появилось в 30 - х годах XIX века) — беспредельно превосходит старую форму устройства общества, то они, естественно, провозгласят такое общество. Они верили, что после революции, предпочтительно мирной, установится «золотой век».
Этого не случилось; оуэнизм, чартизм и утопический социализм, несмотря на весь порожденный ими энтузиазм, не смогли произвести сколько - нибудь значительных изменений в господстве капитала. Было ясно, что всем им недоставало чего - то существенного, а именно — понимания механизма деятельности общества, достаточного для того, чтобы можно было осуществить определенно желаемые изменения. Техника нашла ответ на свои вопросы, создав физические науки, ибо, как мы видели, эти науки выросли тогда, и только тогда, когда стало возможным использовать открытую ими механику деятельности природы для господства над ней. В XIX веке появилась необходимость в такой общественной науке, которая была бы точно так же, как и физические науки, действенна, обеспечивая господство над обществом со стороны людей, составляющих часть его.







Материалы

Яндекс.Метрика