«Капитал»

Развитие общества, таким образом, рассматривается марксизмом как процесс революционных изменений, и, следовательно, ни одна ступень этого развития, и меньше всего капитализм, не является состоянием общества. Подробное обоснование марксовой общей теории общества, после предварительного наброска в «Манифесте Коммунистической партии» и в брошюре «Заработная плата, цена и прибыль», дано в наиболее четкой и классической работе Маркса — «Das Kapitab («Капитал»). Первый том «Капитала» был опубликован в 1867 году, а два последующих, правда в незаконченном виде, — в 1885 и 1894 годах5 - se, уже после смерти Маркса. В «Капитале» Маркс нетолько рассмотрел экономику общества с исторической точки зрения, пока зав условный и временный характер ее законов, но также объяснил историю с точки зрения экономики. Он показал, что основные исторические переходы от классических рабовладельческих империй к феодализму и от феодализма к капитализму вызывались, по существу, экономическими причинами и зависели от изменений в способе производства. Маркс, таким образом, впервые показал логическую последовательность причин и следствий, которая отсутствовала во всех академических исследованиях по истории. «Капитал» прочно основывался на научном анализе прошлого, и это позволило раскрыть механизм действия современной экономики, ибо был полностью понят ее изменчивый характер.
Теория прибавочной стоимости
Маркс воспользовался трудовой теорией стоимости, разработанной Адамом Смитом и Рикардо, и вывел из нее понятие прибавочной стоимости, имеющее решающее значение. «Вульгарные экономисты» (553) смотрели на заработную плату, получаемую рабочими, как на чистое возмещение стоимости работы, произведенной рабочим, а получаемую предпринимателями прибыль приписывали их лучшей предусмотрительности или воздержанию от траты денег. Напротив, Маркс показал, что «меновая стоимость» товара определяется «общественно необходимым рабочим временем», требующимся для его производства, в отличие от сторонников теории предельной полезности, которые выводили ее из субъективных оценок самого рынка. Она включает в себя стоимость (овеществленный труд) сырья и той части капитального оборудования, которая затрачена на его производство.
То, что платится свободному рабочему при капитализме — это отнюдь не затраченное «общественно необходимое рабочее время». Самый труд рассматривается как товар, подобный любому другому товару, и его стоимость определяется исходя из того, какая стоимость, или какое количество рабочего времени, овеществлено в нем. Этого как раз достаточно для любого рабочего и его семьи, чтобы прожить обычным на данном отрезке времени для этой категории работников образом (исторический и моральный элемент учения Маркса). Действительная заработная плата может быть иногда выше, иногда ниже этой стоимости, однако она имеет тенденцию уравняться с ней.
Разница между меновой стоимостью, заключающейся в продукции, и стоимостью труда, затраченного на ее производство, представляет собой прибавочную стоимость, присваиваемую капиталистом и являющуюся основным источником его богатства, которое он может использовать в качестве капитала для дальнейших операций. Она попадает к нему не вследствие каких - либо особых его достоинств или заслуг. Он может извлекать ее благодаря могуществу общественного капиталистического строя, установленного буржуазией в результате политической и экономической борьбы и поддерживаемого всем аппаратом насилия: правом и полицией государства, которым управляет буржуазия. Маркс, таким образом, показал, что капитализм, далеко не являясь строем естественной справедливости, как это считали классики политической экономии, представляет собой одну из форм грабежа, навязанную деспотической силой.
Именно это основное понятие эксплуатации, которое все экономисты прятали даже от самих себя, смогло придать учению Маркса взрывную силу. Нельзя сказать, чтобы рабочие и крестьяне не чувствовали эксплуатации в течение столетий, однако именно теперь они смогли понять механизм, с помощью которого осуществлялась эксплуатация. Они смогли увидеть, что эксплуатация зависит не от жестокости данного капиталиста или помещика, а от того, что основной порок коренится во всей системе, которая порождает капиталистов и помещиков. Трудящиеся также узнали от Маркса и его последователей, каким образом «экспроприировать экспроприаторов» и как создать для самих себя в соответствии с законами общественного развития такой экономический строй, при котором богатство, производимое всем обществом, будет также всем обществом и распределяться.
Общественная и экономическая теория Маркса, разработанная к 1867 году во всех своих существенных чертах, является прямым продолжением развития исследования общества, идущего от мифов через упорядоченное описание к науке. Она была и остается живой и развивающейся областью общественного знания и деятельности. Несмотря на это, игнорируя данную теорию или отвергая ее, буржуазные общественные науки в оправдание своего назначения продолжали заниматься апологией капитализма, который уже прошел период своего расцвета, но был еще далек от явного упадка, и даже эволюционировали в этом направлении. Доводы марксизма были столь не совместимы с интересами господствующей буржуазии того времени, что нет ничего удивительного в том, что в течение последующих пятидесяти лет во всем мире, и до сих пор в большей части мира, они игнорируются и отвергаются официальными истолкователями общественной науки.







Материалы

Яндекс.Метрика