Анализ общества древними греками

Ни религиозное, ни народное проявление общественного сознания нельзя назвать собственно наукой. Здесь нет связности, нет научной терминологии, нет логики. Как и во всех других областях мысли, именно греки впервые дали аналитическое и логическое выражение общественным наукам. В самом деле, им мы обязаны всей терминологией данного предмета: этика, экономика, политика и сама история — все эти термины греческие. Все споры, революции и войны греческих городов - государств были связаны с общественными вопросами, среди которых разделение классов было наиболее важным. Для греков человек был прежде всего гражданин — zoon polilikon, политическое животное Аристотеля, — хотя более примитивный, не знавший классовых различий племенной человек исчез лишь незадолго до образования греческих городов - государств. Проблема управления таким городом - государством преобладала в общественной науке; в самом деле, это привело к первым систематическим исследованиям в данной области, как, например, собрание и сравнение Аристотелем и его сотрудниками конституций 158 городов - государств ( 121).
Цель Аристотеля, по существу недостижимая, состояла в том, чтобы найти некую систему, которая обеспечила бы гармонию в обществе без отмены классовых привилегий. Такова была действительная цель его доктрины «золотой середины». Кроме того, греки не ограничивались сравнением одного из своих городов - государств с другими; они к тому же путешествовали, вели торговлю с народами, стоящими на самых различных ступенях общественного развития — от первобытных племен до высокоорганизованных империй Востока (Геродот является отцом не только истории, но и антропологии). Тем не менее греки, подобно англичанам в свое время, чувствовали естественное превосходство и гордость за свои города - государства; другие народы считались просто варварами, которые не могут даже говорить должным образом, а только мычат, причем обычаев этих народов старались избегать, а не копировать их. Однако это знание внешнего мира, отличающегося от Греции своей организацией общества, дало греческим мыслителям ту объективность, которой не было у индийских и китайских мыслителей.
Основным вкладом греков в общественную науку являются их успехи в области абстрагирования, в нахождении слов для выражения общих элементов в различных случаях, безо всяких ссылок на отдельные примеры. Это дало возможность дискуссировать, но это позволило также значительно легче употреблять абстрактные слова так, как будто они относились к самостоятельно существующим вещам, и делать выводы, неправильно пользуясь логикой с тем, чтобы навязать любое предвзятое мнение. Это была преднамеренная практика, о чем свидетельствуют диалоги Сократа, ставившие своей целью увести дискуссии от действительности. Если идеал справедливости, как мы это видим в «Государстве» Платона2 - 38, абстрагируется от условий города, где он применяется, то сточки зрения этого идеала можно оправдать наиболее деспотическую и антидемократическую конституцию. Такое неправильное пользование абстракцией несколько смягчалось в физических науках, где абстракции, по крайней мере, могли быть сосчитаны и измерены. В общественных науках абстрактные категории принесли немалый вред и препятствовали их развитию. Ценности и идеалы, которые греки выразили в абстрактных словах, досаждают нам и по сей день.
Тем не менее, как это имеет место и в физических науках, при любом серьезном научном исследовании общества мы должны впредь исходить из греческих источников. Однако, прежде чем этими источниками можно будет уверенно пользоваться, необходимо понять, в какой степени социальная философия греков представляла собой попытку оправдать привилегии и рабство, и, пытаясь применить эту философию к современным проблемам, нужно правильно оценивать это пристрастие. Греки до сих пор могут еще оказаться очень опасными учителями. Маркс, правда, начал свою научно - исследовательскую деятельность с диссертации об атомистической философии Демокрита и Эпикура. Однако эти философы были радикальными и беспокойными учителями, стоящими вне основного потока греческой мысли, хотя им и суждено было, как мы видели, вдохновить всю современную им науку. В истории общественных наук главная задача должна была состоять в том, чтобы порвать цепи ортодоксальной веры, взлелеянной в трудах Платона и Аристотеля, — задача, для выполнения которой требовалось гораздо больше времени в области общественных наук, чем в области естественных, и решение которой все еще не завершено.







Материалы

Яндекс.Метрика