МАРКСИЗМ И НАУКА ОБ ОБЩЕСТВЕ

Великим достижением Карла Маркса и Фридриха Энгельса было создание действенной науки об обществе. Карл Маркс родился в г. Трире (Рейнская провинция Пруссии) в 1818 году. Он был сыном либерально настроенного и культурного юриста. Как время, так и место рождения Маркса способствовали такому радикальному преобразованию человеческой мысли. Хотя Маркс жил достаточно близко от Франции, чтобы чувствовать все последствия великого духовного движения просветителей, но воспитывался он в стране, находившейся вне основного потока капиталистического развития. Маркс, таким образом, избежал опасности считать капитализм само собой разумеющимся явлением, как считали французские и английские мыслители. Однако эти преимущества ничего не дали, если бы Маркс не сочетал в себе острую проницательность ума с глубокой страстью борьбы за человеческую справедливость.
В студенческие годы Маркса в обстановке общего брожения, предшествовавшего революции 1848 года, со всей силой развернулись споры по идеологическим и политическим вопросам. Германия еще не была затронута промышленной революцией и благодаря наполеоновским войнам подпала под влияние французской либеральной мысли. В результате этого в Германии можно было абстрактно мыслить об общественных вопросах, не будучи стесненным слишком близкой связью с практикой. Конец XVIII и начало XIX веков — это великий период развития немецкой идеалистической философии Канта, Гете, Шеллинга и прежде всего Гегеля. В Германии общественные и естественные науки объединялись в одной величественной натурфилософии (361).Кант не считал неуместным провозгласить небулярную космогоническую теорию для солнечной системы и категорический императив для поведения человека на земле; Гете воспевал идеальную красоту и изучал шейные позвонки млекопитающих; Гегель создал философскую систему, которая включала в себя все, начиная от абсолютного духа и кончая идеальным прусским королевством, систему, которую он вывел с помощью идеалистического диалектического метода, отправляясь от отчуждения идеи бытия в идею небытия.
Логика Гегеля имела, тем не менее, известные преимущества. Она была более гибкой и более точной, чем логика мыслителей XVIII века, и включала в себя тот фактор, которого почти всем им недоставало: признание исторического развития. Она выковала необходимые инструменты для изучения таких ситуаций, на которые сам Гегель не обратил внимания. После смерти Гегеля в 1831 году его последователи со временем разбились на два лагеря — право - гегельянцев, делавших упор на идеалистическую и соглашательскую часть гегелевской философии, и левогегельянцев, которые развили его идею о диалектических преобразованиях в революционном духе. Влиятельным гегельянцем, повернувшим от идеализма к материализму, был Людвиг Фейербах (1804 — 1872), который подверг критике официальную религию, являвшуюся краеугольным камнем легитимистской реакции. Фейербах в отличие от скептиков XVIII века не просто объявил религию сознательным обманом, а действительно показал, что религия сама является созданием общественного человека. Для него «Святое семейство» на небесах было лишь копией человеческого семейства на земле.
Молодой Маркс находил, что идеи гегельянцев были стимулирующими, но не соответствовали действительности. Он понимал, что Фейербах только начал выполнение своей задачи, раскрывая внутреннюю природу общества и религии. «Философы лишь различным образом объясняли мир, — писал Маркс, — но дело заключается в том, чтобы изменить его» 6 - 67*. И теперь для этого открылись новые возможности.
Уже в начале 40 - х годов назревала революция; вся Европа была недовольна репрессивной системой Священного союза. Маркс, начиная свою активную деятельность с либерального журналиста, считал, что он должен познакомиться с общественной и экономической действительностью и выводить свою философию из действительного, а не идеального мира. У него не было сомнений в том, на чью стать сторону. Маркс писал статьи против помещиков, в защиту угнетенных крестьян6 - 765. В конце концов он поплатился за критику прусской цензуры и вынужден был покинуть немецкую землю. Маркс возвращается туда лишь на короткое время, чтобы принять участие в неудавшейся революции 1848 года. Будучи в изгнании в Париже с 1843 по 1845 год, он познакомился с французскими революционерами и социалистическими мыслителями. Еще большее значение имела его встреча с молодым соотечественником Фридрихом Энгельсом, который до этого жил и работал в Манчестере и видел достижения и ужасы промышленной революции, а также рост оуэновского и чартистского движения.







Материалы

Яндекс.Метрика