Философия благородных

Именно на этой ступени как в общественных, так и в физических науках теория отрывается от практики, книжная ученость правящих — от традиционного знания их подданных, и этот процесс наиболее отчетливо виден в философских системах ранних цивилизаций Индии, Китая и Греции. Происходит разрыв между философией и знанием, необходимым для правящего — человека высшего сорта, благородного Конфуция, брамина Индии или древнегреческого философа, с одной стороны, и более элементарным знанием и основанной на древних обычаях практикой простого народа, — с другой (101). В этих трех центрах цивилизации (а также, по - видимому, в Вавилоне и Египте, хотя о них мы знаем гораздо меньше) сознательно пытаются систематизировать знание об обществе в интересах лиц, готовящихся к управлению государством или призванных к этому. Подобные мнения можно найти в китайских классических произведениях, в частности в произведениях, известных как «Великие учения», где недвусмысленно утверждается, будто основная ценность философии состоит в том, что она служит руководством для искусного управления:
«Неодушевленное имеет предшествовавшее и последующее, человеческие дела — свой конец и свое начало. А знание того, что происходит сначала и что — потом, подводит к Пути. Люди прежних времен, желая блистать силой своего характера во всей Поднебесной, прежде всего должны были умело управлять государством. Желая этого, они должны были сначала установить порядок и согласие в своей собственной семье. Желая этого, они должны сначала воспитать самих себя (hsin shen). Желая этого, они должны были сначала упорядочить свой ум. Желая этого, они должны были быть сначала искренними в своих намерениях. А желая этого, они должны были сначала по возможности расширить свои знания. Такое расширение знаний состоит в понимании природы вещей. Ибо когда понимают природу вещей, знание становится полноценным. А с полнотой знаний и намерения становятся искренними. С искренними намерениями и разум становится упорядоченным. Когда же разум в порядке, то личность расцветает (shen hsin). Когда личность расцветает, и семья становится упорядочение гармоничной. А когда семья упорядоченно гармонична, то и государством управляют умело. А когда государством управляют умело, то и в Поднебесной царит мир»0143. Нечто по существу сходное мы видим у Платона и в его «Государстве» и в «Законах». Оба эти произведения в сущности представляли собой рациональные и практические руководства для благовоспитанной аристократии (ИЗ).
Моральный и интеллектуальный идеал, выдвинутый китайскими и греческими философами, — это идеал высшего человека или благородного — ие правителя, а советника правителя, который знает, что надо сделать, и готов ради почестей и за приличное вознаграждение рассказать титулованной особе о восхитительных поступках его предков или дать совет относительно линии поведения, указываемой чистым разумом. Это представление о практической общественной науке, особенно сб истории, философии и знании классических произведений, как основы обучения молодежи высших классов искусству управления, сохранилось почти в неизменном виде со времен древних греков.







Материалы

Яндекс.Метрика