Кредо и вера
Учреждение организованной религии положило конец текучести веры; оно заложило также некоторые основы для определенных общественных теорий.
В самом деле, религиозная ортодоксия охватывала целую систему общественной науки, которая, будучи взята из обычной мирской практики, по твердому убеждению давным - давно была установлена божественным порядком раз и навсегда. Современная общественная наука начинается, следовательно, не с непредубежденного исследования общества, а с модификаций религиозной картины общества, с модификаций, сначала робких и признающих авторитет церкви, а затем становящихся все более смелыми и еретичными.
«Град божий»
Даже религиозная ортодоксия при всей своей видимой неизменности имеет свою историю. Церковь фактически значительно переделывала общественную науку на Западе. Наследство классических философов и юристов нуждалось в серьезной переработке для приспособления к условиям разлагающейся Римской империи или созданных позднее варварских королевств. Одним из аспектов этого изменения была необходимость привести в соответствие учение об индивидуальной, отдельной душе, спасающейся при помощи аскетического ухода из греховного мира, — идею, зародившуюся в старых мистических культах и значительно развитую манихейством (159), — а также учение о восстановлении и поддержании порядка в этом мире с тем, чтобы церковь во всяком случае могла процветать в безопасности. Это обусловливало необходимость исследования как природы души — то есть необходимость психологии, хотя само это слово более позднего происхождения, — так и устройства общества, учрежденного богом в этом преходящем мире. Интересно, что первым из известных нам классических авторов, занимавшихся проблемой воспитания детей, был св. Августин, а наблюдения и воспоминания о детстве помогали ему теологически обосновывать доктрину первородного греха. Августин также приспособил греческий идеал Платона к условиям разлагающейся классической цивилизации. Его сочинение «О граде божием», представляющее собой духовное оправдание падения Рима в 410 году, является первым сознательным планом, по которому должен быть построен средневековый мир.